История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 2. Школа и воспитание в Древнем Египте и Месопотамии

Вопрос 2. Школа и воспитание в Древнем Египте и Месопотамии

1. Воспитание и обучение в Древнем Египте

2. Школы в Месопотамии

1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:

мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

ребенок прежде всего должен был научиться слушать и слушаться;

признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

абсолютный и безоговорочный авторитет отца;

обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну.

Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах:

основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

широко применялись телесные наказания;

основа образования - обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

обучение строилось на заучивании текстов;

математические задачи обычно имели практический характер;

немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:

обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;

телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк);

большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;

обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась 3 - 4 года);

профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;

в школах, как правило, учились только мальчики;

основное внимание уделялось изучению языка и литературы;

ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов;

переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы;

общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;

заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов;

учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;

во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями";

школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры. В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.

Использованные источники:

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М. : ТЦ Сфера, 2001. С. 24 - 25.

Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. С. 296.