• Главная
  • Учебная литература
  • Педагогика
  • Методика преподавания истории в школе : новая технология личностно-ориентированного исторического образования

Методика преподавания истории в школе : новая технология личностно-ориентированного исторического образования

Предисловие

Дорогой учитель!

Может быть, ты один из немногих на Земле, живущий «хлебом насущным», так как твоя профессия — это одновременно и жизнь, и любовь...

Я обращаюсь к тебе на «ты», как к брату, как к коллеге, так как отдал нашему общему делу более тридцати лет, занимаясь не только практическим преподаванием в школе, но еще и научным обобщением своего опыта.

Не хотел бы называть осмысленное мной технологией или еще как-нибудь, но ничего не поделаешь, такова сегодня стилистика педагогических книг...

Очень хочу, чтобы* ты меня услышал, понял и поддержал...

Надеюсь, что это произойдет, так как все люди мыслят приблизительно одинаково. Например, все понимают, что обычные исторические знания бесполезны, но они становятся достижением человека, если добыты в радости самостоятельного мыслительного откровения...

Все убеждены, что для современного школьника важны опыт и смысл жизни персоны «истории» и переживания на этой основе личностных смыслов жизни...

Никто не сомневается, что добытые в радости и труде мысли и чувства должны быть воплощены в нашу жизнь для ее совершенствования согласно законам гармонии.

Учитель, если ты согласен с вышесказанным, то знай: на этих трех «китах» и построена моя «технология» — мышление, переживание, воля...

Школьник, изучая историю, должен с искренностью сказать: «Я мыслю, я чувствую и я умею концентрировать волю для поступков, и я уже другой, лучший, более уверенный в себе, я готов приносить пользу другим, — я счастлив!..»

«Сгусток» этих, казалось бы, разных откровений в единстве и есть акт саморазвития маленького человека. Акт саморазвития личности есть мгновение «прикосновения» к глубинному потоку ее энергии и чувств.

Однако путь к истокам человеческого бытия труден, тернист, наполнен вереницей неразвитых тенденций души и духа и без образования, без «сталкера»-учителя неосуществим.

Я предлагаю тебе, учитель, особый механизм, некоторую систему условий для пробуждения, поддержки и актуализации актов саморазвития школьников нового поколения. Этот «механизм» функционирует в строгой последовательности «по заказу» детского сознания, и я дал ему, название «личностно-значимая историческая тема». Она представляет собой совокупность содержания и технологии и создает условия для пробуждения мысли, чувства и воли; она же обращает ребенка к рефлексии, т.е. к осознанию смысла собственной жизни и судьбы.

Я не верю, что отдельно можно учить, отдельно воспитывать и еще отдельно внедрять в жизнь опыт учебы и воспитания.

Это единое нераздельное пространство — «сгусток» условий, по которому самодвижется, обретая форму, поток человеческого сознания... И потому личностно-значимая тема — зто уроки истории, факультативные занятия, внеклассная работа как единая совокупность, как то, что незаметно, «скрытно», пафосом своей нерасторжимой целостности ведет к рождению отношения школьников к себе и к миру.

И еще что ты, учитель, должен принять на веру...

Современный ребенок требует внешних жестких условий и внутренней свободы... Все детские «свободы», не поддержанные чувством целостности жизни как перспективы счастья и самореализации, превращаются позже в настоящую неврастеническую тюрьму... Человеку не нужны мимолетные успехи, ему необходим «свет» жизненной перспективы, добытый с помощью школы из собственных глубин сознания.

Это единственное его спасение, так как в современном мире, который находится на стадии перехода, человек пребывает в полном одиночестве... Современному школьнику необходим строгий, нацеленный на подготовку к целостной будущей его жизни учитель, ответственный за эту будущую жизнь перед собой и небом...

А если ты со мной согласен, то -должен понять сложность и простоту предлагаемой технологии, в которой самое главное — абсолютное пребывание в системе условий, то есть форм, методов и средств, помогающих рождению в детском сознании «чистых образных озарений», творческих актов мышления, переживания смыслов жизни и судьбы, создание для людей полезного продукта и рефлексии, убеждающей ребенка в том, что он сделал шаг к гармонии с универсумом.

И, наконец, ты не должен удивляться новым определениям типов уроков, занятий и воспитательных актов. Все эти названия лишь подчеркивают, что исторические знания — средство для саморазвития детского воображения, фантазии, мышления, чувства и воли...

И завершу я это обращение к тебе, учитель, неким логическим парадоксом...

Если технология придется тебе по душе, не вздумай применять ее, не начинай внедрять ее в целом — не получится...

Начни с малого, с одного приема, к примеру с интриги, в крайнем случае — с метода или единичного урока, который ты сам смог бы назвать уроком исторического мышления, уроком исторического смысла либо уроком настроения....

Начни, а главное — поверь...