Общая педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Содержание

Содержание

Вопрос 1. Понятие педагогики...................................................................................................................... 3

1.   Возникновение термина "педагогика"

2.   Применение термина "педагогика"за рубежом

3.   Понятие педагогики в отечественной теории

Вопрос 2. Возникновение и развитие донаучного педагогического творчества . . .4

Возникновение педагогики как практической деятельности

  Античные воспитательные системы

  Средневековая педагогика

Вопрос 3. Развитие педагогики как самостоятельной отрасли теоретического

знания (XVII - XIX вв.)............................................................................................................... 6

1.   Выделение педагогики в особую научную дисциплину

2.   Развитие педагогических идей европейскими учеными

3.   Педагогическая мысль в России

Вопрос 4. Педагогическая мысль XX века                   9

1.   Зарубежные педагогические теории

2.   Развитие отечественной педагогики

3.    Современная педагогика

Вопрос 5. Предмет, функции, задачи и источники развития педагогики ........................................ 11

1.   Предмет педагогической науки

2.    Функции и задачи педагогики

3.   Источники развития педагогики

Вопрос 6. Основные категории педагогики                 12

1.   Понятие основных категорий педагогики

2.    Определение основных педагогических категорий

3.    Определение общенаучных категорий педагогики

Вопрос 7. Система педагогических наук 14

1.   Развитие системы педагогических наук

2.    Отрасли педагогики

Вопрос 8. Связь педагогики с другими науками        18

1.   Связь педагогики с философией

2.    Связь педагогики с психологией

3.    Связь педагогики с анатомией и физиологией

4.    Связь педагогики с генетикой, кибернетикой, информатикой

Вопрос 9. Педагогическая наука и педагогическая практика .........................................................  19

1.   Теоретический и практический аспекты педагогики

2.             Педагогическая наука

3.   Педагогическая практика

Вопрос 10.Педагогические течения......................................................................................................... 21

1.   Главные направления развития педагогической мысли

2.   Авторитарная педагогика

3.   Гуманистическая педагогика

Вопрос 11. Методы педагогических исследований 23

1.   Понятие методов исследования в педагогике

2.    Основные методы педагогических исследований

Вопрос 12. Человек как личность               27

  Понятие личности

  Индивидуальные особенности личности

Вопрос 13. Развитие личности                     29

1.   Понятие развития личности

2.             Движущая сила развития

3.   Условия развития

Вопрос 14. Факторы развития личности  30

1.   Общее представление о факторах развития личности

2.             Биологические факторы

3.    Социальные факторы

Вопрос 15. Социализация как социально-педагогические явления            33

1.   Определение социализации

2.   Характеристика процесса социализации

Вопрос 16. Теории развития личности      35

1.   Психоаналитическая теория

2.    Теория социального научения

3.   Гештальтпсихология

4.             Генетическая психология

5.             Гуманистическая психология

6.  Деятельностная теория

Вопрос 17. Активность и деятельность в процессе развития личности .......................................... 39

1.  Активность в процессе развития человека

2.    Значение деятельности в развитии личности

Вопрос 18. Влияние общения на развитие личности                   41

1.   Общение и его особенности

2.    Общение и развитие личности

Вопрос 19. Влияние обучения и воспитания на развитие личности           43

1.   Развитие и обучение

2.   Развитие и воспитание

Вопрос 20. Возрастная периодизация        44

1.   Понятие возрастной периодизации

2.   Педагогическая периодизация

Вопрос 21. Неравномерность развития 46

1.   Закономерности физического развития

2.    Закономерности духовного развития

3.   Акселерация и ретрадация

Вопрос 22. Особенности развития детей преддошкольного, дошкольного

и младшего школьного возраста ...................................................................................... 47

Раннее детство

  Развитие дошкольника

  Развитие младшего школьника

Вопрос 23. Особенности среднего и старшего школьного возраста

1.   Средний школьный возраст

51

53

55

58

2.    Старший школьный возраст

Вопрос 24.Учет индивидуальных особенностей

1.   Понятие индивидуальности

2.   Индивидуальный подход

Вопрос 25.Цель воспитания...............................

1.   Понятие о цели воспитания

2.    Сущность цели воспитания

3.   Цели воспитания в истории педагогики

4.   Цели воспитания в современной школе

Вопрос 26. Составные части цели воспитания

1.   Понятие задачи воспитания

2.    Отдельные задачи воспитания

3.   Новые задачи воспитания

Вопрос 27. Современные зарубежные педагогические концепции

 1.           Прагматизм

2.   Неопозитивизм

3.             Экзистенциализм

4.   Неотомизм

5.   Бихевиоризм

Вопрос 28. Цели воспитания в зарубежной педагогике ....................................................................  61

1.   Прагматическая педагогика

2.   Новогуманистическая педагогика

3.   Педагогика экзистенциализма

4.             Педагогика неотомизма

5.   Педагогика необихевиоризма

Вопрос 29. Целостный педагогический процесс .................................................................................  63

1.   Понятие целостного педагогического процесса

2.    Структура целостного педагогического процесса

3.    Основные компоненты системы образования в российской и американской педагогике

Вопрос ЗО.Диалектика педагогического процесса ............................................................................ 66

1.   Педагогическая ситуация

2.   Педагогические противоречия

3.   Диалектический закон взаимосвязи количества и качества

4.   Диалектический закон отрицания отрицания

Вопрос 31.3акономерности педагогического процесса .................................................................... 69

1.   Понятие закономерностей педагогического процесса

2.    Современные классификации общих закономерностей педагогического процесса

Вопрос 32.Этапы педагогического процесса........................................................................................ 71

Понятие этапов педагогического процесса (по И.П. Подласому)

  Подготовительный этап

  Основной этап

  Заключительный этап

Вопрос 33. Технология психологического процесса                    73

1.   Понятие и особенности педагогической технологии (по Б.Т. Лихачеву)

2.   Явления технологического порядка в педагогике

Вопрос 34. Педагогические инновации     76

1.   Сущность и направленность нововведений

2.             Инновационные педагогические заведения

3.    Оптимизация педагогической системы

Вопрос 35. Функции учителя     79

1.   Социальная значимость педагогического процесса

2.    Основные педагогические функции учителя

Вопрос 36. Требования к педагогу              81

1.   Педагогические способности

2.   Профессиональные качества педагога

3.    Человеческие качества педагога

Вопрос 37. Стиль педагогической деятельности        83

1.   Определение стиля деятельности

2.    Общие виды стилей педагогической деятельности

3.    Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера

Вопрос 38. Уровни результативности деятельности учителя

и личностная центрация .......................................................................................................  86

1.   Уровни результативности деятельности учителя

2.   Личностная центрация учителя

Вопрос 39. Педагогическое мастерство     87

1.   Определение мастерства учителя

2.    Слагаемые педагогического мастерства

3.   Аттестация учителей

Вопрос 40. Дидактика как отрасль педагогики          89

1.   Понятие о дидактике

2.   Дидактические закономерности

Вопрос 41. Становление и развитие дидактики         91

1.  Дидактика до XIX в.

2.   Дидактика XIX в.

3.   Западная дидактика первой половины ХХ в.

4.   Проблемы современной зарубежной дидактики

5.    Отечественная дидактика XIX в.

6.    Отечественная дидактика ХХ в.

Вопрос 42. Понятийная система и основные категории дидактики ...............................................  95

Понятийная система дидактики

  Основные категории дидактики

Вопрос 43. Понятие о процессе обучения .............................................................................................  97

1.   Определение обучения

2.    Обучение как двусторонний процесс преподавания и учения

3.    Обучение как вид преподавательской деятельности человека

4.             Функции процесса обучения

Вопрос 44. Противоречия процесса обучения .................................................................................. 100

1.   Понятие противоречий процесса обучения

2.    Основные противоречия процесса обучения

Вопрос 45.Этапы овладения знаниями ............................................................................................... 101

1.   Основные этапы овладения знаниями

2.             Восприятие

3.    Осмысливание

4.   Закрепление

5. Применение знаний в практической деятельности

Вопрос 46. Мотивы учения школьников.............................................................................................. 103

1.   Определение термина "мотивы"

2.   Характеристика мотивов учения школьников

Вопрос 47. Содержание образования ................................................................................................. 105

1.   Понятие о содержании образования

2.    Элементы социального опыта

3.   Принципы формирования содержания образования

4.    Общие требования к содержанию образования

5.   Государственный стандарт

Вопрос 48. Содержание учебного процесса ..................................................................................... 108

1.   Компоненты содержания учебного процесса

2.    Учебный план

3.   Учебные программы

4.   Учебники и учебные пособия

Вопрос 49.Компоненты учебного процесса и общие закономерности обучения . . 111

1.   Компоненты учебного процесса (по И.П. Подласому)

2.    Общие закономерности обучения

Вопрос 50.Частные (конкретные) закономерности обучения....................................................... 113

1.    Закономерности, сфера действий которых распространяется на отдельные компоненты учебного процесса (по И.П. Подласому)

2.   Дидактические закономерности

3.   Гносеологические закономерности

4.             Психологические закономерности

5.             Кибернетические закономерности

6.    Социологические закономерности

7.   Организационные закономерности

Вопрос 51.Понятие о принципах и правилах обучения              117

1.   Определение принципов дидактики

2.             Разработка принципов обучения в истории педагогической мысли

3.   Правила обучения

Вопрос 52.Содержание принципов обучения             119

  Система принципов обучения

  Характеристика содержания принципов обучения

Вопрос 53. Методы обучения 122

1. Понятие о методах обучения

2.   Классификации методов обучения

3.   Выбор метода обучения

Вопрос 54. Сущность методов обучения по типу познавательной деятельности . . 125

1.   Информационно-рецептивный метод

2.   Репродуктивный метод

3.   Метод проблемного изложения

4.    Частично-поисковый (эвристический) метод

5.   Исследовательский метод

Вопрос 55. Методы устного изложения .............................................................................................. 127

1.   Рассказ

2.    Объяснение

3.   Беседа

4.   Лекция

5.   Учебная дискуссия

Вопрос 56. Наглядные методы обучения ...........................................................................................  130

1.  Демонстрация

2.   Иллюстрация

3.   Видеометод

4.   Работа с книгой

Вопрос 57. Практические методы обучения ......................................................................................  132

1.   Упражнения

2.   Лабораторный метод

3.             Практический метод

4.   Познавательные (дидактические) игры

Вопрос 58. Новейшие методы обучения    135

1.   Методы программированного обучения

2.    Обучающий контроль

3.    Ситуационный метод

Вопрос 59. Самостоятельная работа         137

1.   Самостоятельная работа как дидактическое явление

2.             Виды и назначение самостоятельных работ

3.   Алгоритмы

Вопрос 60. Виды обучения        138

1.   Объяснительно-иллюстративное обучение

2.             Проблемное обучение

3.   Программированное обучение

Вопрос 61. Дифференцированное и индивидуальное обучение ..................................................... 141

1.   Характеристика дифференцированного обучения

2.   Характеристика индивидуального обучения

Вопрос 62. Формы обучения     142

  Понятие о формах обучения

  Классно-урочная форма организации обучения

  Общие требования к уроку

  Дидактические требования

  Воспитательные требования

  Развивающие требования

Вопрос 63. Типы и структура уроков .................................................................................................. 145

1.   Классификации уроков

2.    Структура уроков

Вопрос 64. Особенности построения уроков различного типа ................................................... 148

1.   Структура уроков изучения новых знаний

2.    Структура урока закрепления

3.    Структура урока обобщения или повторения

4.             Структура комбинированного урока

5.    Структура контрольного урока

Вопрос 65.Нетрадиционные формы уроков ...................................................................................... 150

1.   Интегрированные уроки

2.   Нестандартные уроки

Вопрос 66.Подготовка урока ................................................................................................................. 152

1.   Этапы подготовки к уроку

2.   Диагностика

3.   Прогнозирование

4.             Проектирование

5.   План начинающего педагога

Вопрос 67.Домашняя учебная работа ................................................................................................ 153

1.   Требования к домашней учебной работе

2.   Выполнение домашних заданий в школах и группах продленного дня

Вопрос 68.Вспомогательные формы обучения................................................................................. 155

1.   Понятие вспомогательных форм обучения

2.   Лекция и семинар

3.             Предметные кружки

4.   Учебная экскурсия

5.    Факультативы

6.   Консультации

7.  Дополнительные занятия

Вопрос 69.Организация учебной работы в малокомплектной школе        158

1.   Общая характеристика малокомплектной школы

2.    Особенности организации учебных занятий в сельской малокомплектной школе

Вопрос 70. Контроль успеваемости учащихся           160

1.   Проверка, оценивание, оценка

2.   Принципы диагностирования и контролирования обученности

3.    Система проверки

Вопрос 71.Тестирование достижений и развития     163

1.   Тест обученности

2.             Классификация тестов

3.   Критерии диагностических тестов

4.    Основные правила при подготовке материалов для тестового контроля

Вопрос 72. Диагностирование обучаемости              165

  Понятие обучаемости

  Темпы как определяющая характеристика обучаемости

Вопрос 73. Особенности воспитательного процесса                   167

1.   Понятие о процессе воспитания

2.    Общая характеристика воспитательного процесса

Вопрос 74. Диалектика процесса воспитания             169

1.  Диалектичность процесса воспитания

2.   Противоречивость воспитательного процесса

Вопрос 75. Личность воспитателя              170

1.   Значение личности воспитателя

2.    Задача воспитателя

Вопрос 76. Системы и структуры воспитательного процесса .......................................................  171

1.   Критерии систем процесса воспитания

2.    Структуры воспитательного процесса

Вопрос 77. Общие закономерности процесса воспитания         173

1.   Понятие закономерностей воспитания

2.   Компоненты эффективности воспитания

Вопрос 78. Содержание процесса воспитания            175

1.   Понятие содержания процесса воспитания

2.    Современная идеология воспитания

Вопрос 79. Диагностика воспитанности  177

1.   Понятие о диагностике воспитанности

2.   Критерии воспитанности

3.   Практические методы диагностики

4.   Регистрация результатов диагностики

Вопрос 80. Специфика принципов воспитания .................................................................................  180

1.   Определение принципов воспитания

2.    Требования, предъявляемые к принципам воспитания

Вопрос 81. Главные принципы воспитания ....................................................................................... 181

1.   Общественная направленность воспитания и связь воспитания с жизнью

2.    Опора на положительное

3.   Гуманизация воспитания

4.   Личностный подход

5.   Единство воспитательных воздействий

Вопрос 82. Формы воспитания .............................................................................................................. 184

Понятие форм воспитания

  Количественный критерий анализа форм воспитания

Вопрос 83. Ученический коллектив ..................................................................................................... 185

1.   Понятие "коллектив"

2.   Признаки коллектива воспитанников (учеников)

3.   Коллектив класса

4.   Ученический коллектив как система

Вопрос 84.Учение А.С. Макаренко о коллективе ............................................................................ 187

1.   Стадии формирования коллектива

2.    Традиции

3.   Понятие перспективы

4.             Принцип параллельного действия

5.    Стиль внутриколлективных отношений

Вопрос 85. Коллектив и личность               189

1.   Модели развития отношений между личностью и коллективом

2.    Социодинамический закон

3.   Коллектив и неформальные группы

Вопрос 86. Педагогическое руководство коллективом                191

1.   Управление коллективом

2.    Стиль педагогического руководства (эксперимент К. Левина)

Вопрос 87. Методы воспитания                   192

1.   Методы, приемы, средства воспитания

2.   Выбор методов воспитания

Вопрос 88. Классификация методов воспитания        194

1.   Понятие классификации методов воспитания

2.   Классификация методов воспитания на основе направленности

Вопрос 89. Методы формирования сознания личности               195

1.   Методы, используемые для формирования сознания личности

2.    Отдельные виды методов формирования сознания личности

Вопрос 90. Методы организации деятельности          198

1.   Управление деятельностью воспитанников

2.    Отдельные методы организации деятельности

Вопрос 91.Методы стимулирования         201

1.   Поощрение

2.   Наказание

3.    Соревнование

Вопрос 92. Самовоспитание      202

  Общая характеристика самовоспитания

  Методы самовоспитания

Вопрос 93. Технология воспитания            203

1.   Понятие технологии воспитания

2.   Комплексный подход

Вопрос 94. Формирование основ научного мировоззрения       205

1.   Понятие о мировоззрении

2.   Процесс формирования научного мировоззрения

Вопрос 95. Воспитательная функция религии             207

1.   Понятие религии

2.    Особенности воспитательной функции религии

Вопрос 96. Экономическое воспитание    208

1.   Экономическое сознание

2.   Процесс экономического воспитания

Вопрос 97. Экологическое воспитание      209

1.   Экологическое сознание

2.   Процесс экологического воспитания

Вопрос 98. Гражданское воспитание         210

1.   Система гражданского воспитания

2.             Цели-функции гражданского политического воспитания (по Б.Т. Лихачеву)

3.   Патриотическое и интернациональное воспитание

4.    Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания

Вопрос 99.Правовое воспитание                213

1.   Цель правового воспитания

2.   Возрастной аспект правового воспитания

Вопрос 100. Трудовое воспитание             215

1.   Понятие трудового воспитания

2.    Содержательная структура процесса трудового воспитания

3.   Педагогические условия эффективности детского труда

Вопрос 101. Нравственное воспитание    218

1.   Сущность нравственного воспитания

2.    Специфика процесса нравственного воспитания

Вопрос 102. Эстетическое воспитание     221

  Сущность эстетического воспитания

  Принципы эстетического воспитания

  Эстетическое воспитание в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе

Вопрос 103. Физическое воспитание         223

1.  Понятие физического воспитания

2.    Содержание физического воспитания школьников

Вопрос 104. Сознательная дисциплина    225

1.  Понятие сознательной дисциплины

2.   Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины

Вопрос 105. Социальная педагогика         226

1.   Введение института социальной педагогики

2.    Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Вопрос 106. Воспитание в семье                 228

1.  Понятие семейного воспитания

2.   Воспитательные функции семьи

3.   Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье

4.   Пути повышения воспитательного воздействия семьи

Вопрос 107. Типичные модели отношений между взрослыми и детьми

в семьях ............................................................................................................................ 230

1.   Определение отношений между взрослыми и детьми в семьях (по И.П. Подласому)

2.   Модели семей

Вопрос 108. Методы и содержание воспитания детей в семье                      231

1.   Содержание воспитания в семье

2.   Методы и средства воспитания детей в семье

Вопрос 109. Стили (виды) отношений родителей к своим детям                 233

1.  Авторитарный стиль

2.   Либеральный стиль

3.  Демократический стиль

Вопрос 110. Отклоняющееся поведение детей в семье                234

1.  Понятие отклоняющегося поведения

2.   Наиболее характерные виды отклоняющегося поведения

Вопрос 111. Педагогическая поддержка семьи          237

1.   Формы координации деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей

2.   Родительские объединения

3.   Роль классного руководителя по обеспечению реальной связи с семьей

4.   Родительские собрания

Вопрос 112. Система образования в Российской Федерации ...................................................... 239

Понятие системы образования

  Принципы государственной политики в области образования

  Формы получения образования

Вопрос 113. Образовательные учреждения: общие положения по Закону

Российской Федерации "Об образовании" ............................................................. 240

1.   Определение и типы образовательных учреждений

2.    Требования к организации образовательного процесса

3.   Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Вопрос 114. Дошкольные образовательные учреждения ............................................................. 242

1.   Задачи дошкольного образования

2.   Виды дошкольных учреждений

3.   Проблемы дошкольного воспитания

4.   Учебно-воспитательные комплексы

5.   Учреждения для детей-сирот

Вопрос 115. Среднее (полное) общее образование 243

1.  Понятие среднего (полного) общего образования

2.   Виды образовательных учреждений

Вопрос 116. Внешкольные учреждения    245

1.  Понятие внешкольного учреждения

2.    Основные тенденции развития внешкольной работы

Вопрос 117. Профессиональное и дополнительное образование .................................................  246

1.   Начальное профессиональное образование

2.    Среднее профессиональное образование

3.   Высшее профессиональное образование

4.   Послевузовское образование

5.  Дополнительное образование

Вопрос 118. Частные и альтернативные образовательные учреждения .................................. 248

1.   Типы частных образовательных учреждений

2.   Альтернативные гимназии и лицеи

3.             Вальдорфские школы

4.             Школы М. Монтессори

5.   Национальные учебные заведения

Вопрос 119. Общие основы управления образованием              249

1.   Управление образованием как вид социального управления

2.    Общая характеристика управления образованием

3.   Современные подходы к управлению образованием

Вопрос 120. Основы управления школой 251

1.  Принципы управленческой деятельности

2.    Основные обязанности должностных лиц школы

Вопрос 121. Внутришкольный контроль 252

1.  Понятие внутришкольного контроля

2.   Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Вопрос 122. Совет, педагогический совет и устав школы          253

  Совет школы

  Педагогический совет

  Устав школы (образовательного учреждения)

Вопрос 123. Система повышения квалификации педагогов      255

1.  Понятие о повышении квалификации

2.    Образовательные учреждения повышения квалификации

Вопрос 124. Планирование и режим работы школы                    256

1.  Планирование работы школы

2.   Режим школы

Вопрос 125. Основные направления развития педагогической науки       257

1.   Приоритетные направления

2.   Актуальность методологических проблем

Список использованной литературы          259




Титов В.А. Общая педагогика. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2008. - 271 с.