Общая педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 2. Возникновение и развитие донаучного педагогического творчества

Вопрос 2. Возникновение и развитие донаучного педагогического творчества

1.   Возникновение педагогики как практической деятельности

2.   Античные воспитательные системы

3.   Средневековая педагогика

1. Период от древних веков до XVII в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Старшие в семье, общине учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом от первобытной общины к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально орга-

низованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку носительницей идеалов воспитания была религия. Затем создаются светские школы, которые отличались друг от друга целями, содержанием и методикой обучения.

Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, математика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физические упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников. 2. В историю педагогики вошли две воспитательные системы, сложившиеся в Древней Греции в античные времена (VI - IV вв. до н. э.): спартанская и афинская.

Спарта, в силу общественных условий, в течение 3-х столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких - отдавали кормилице.

Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т. п.

Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7- летнего возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, "гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т. д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: обучению начаткам чтения и письма. В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значение придавалось приобщению ребенка к искусству, культуре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гомера, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Величайшие мыслители древности - философы Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), Сократ (469 - 399 до н. э.), Платон (427 - 348 до н. э.), Аристотель (384 - 322 до н. э.) и др. - сформулировали первые педагогические идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении де

тей и юношей. Изречения древних философов, их труды, дошедшие до наших дней, еще нельзя назвать педагогическими теориями, отнести к области науки. Сами философы смотрели на педагогику как на искусство вести ребенка по жизни.

3 . Средневековье вошло в историю засильем Церкви, отходом от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако именно в средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возникновение университетов было ответом на новые требования общества к интеллектуально-духовному развитию личности. В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Ф. Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кам- панеллы, Э. Роттердамского и других педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, мыслители-гуманисты подчеркивали зависимость морального и социального прогресса общества от качества воспитания, которое получают члены этого общества.

Использованные источники:

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 31 - 32.