Общая педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 3. Развитие педагогики как самостоятельной отрасли теоретического знания (XVII - XIX вв.)

Вопрос 3. Развитие педагогики как самостоятельной отрасли теоретического знания (XVII - XIX вв.)

1.   Выделение педагогики в особую научную дисциплину

2.   Развитие педагогических идей европейскими учеными

3.   Педагогическая мысль в России

1 . Педагогика была выделена из системы философских знаний как особая наука английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 - 1626). В трактате "О достоинстве и увеличении наук" (1623) он в числе отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, назвал и педагогику, под которой понимал "искусство обучения чтению". Ян Амос Коменский (1592 - 1670) существенно упрочил научный статус педагогики фундаментальными теоретическими трудами:

развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям;

выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу;

разрабатывал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать "природной гармонии тела и

души", способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки;

сформулировал (в знаменитом труде "Великая дидактика") ставшими классическими дидактические принципы осуществления обучения: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др.;

осуждал схоластическую зубрежку и физические наказания детей;

одним из первых в педагогике рассматривал проблемы дошкольного воспитания (в книге "Материнская школа").

2 . Английский философ и педагог Джон Локк (1632 - 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений. Сочинения по педагогике оставили видные французские материалисты и просветители XVIII в. - Д. Дидро (1713 - 1784), К. Гельвеций (1715 - 1771), П. Гольбах (1723 - 1789), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778). Труды Руссо, исходившего из идеи природного совершенства детей, положили начало разработке в педагогике теории "свободного воспитания" и "педоцентризма", то есть необходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) развитию.

Швейцарец Г. Песталоцци (1746 - 1827) одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы нравственного воспитания. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединять обучение и воспитание с организацией посильного труда детей; использовал воспитательное влияние детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для формирования своих питомцев. Он разрабатывал также методические основы начального обучения.

Немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения и придавал важное значение нравственному воспитанию, с которым тесно связывал так называемое "управление": в противоположность Руссо он считал, что дети рождаются с "дикой резвостью", которую нужно подавлять с помощью угроз, наказаний, записи их проступков в дисциплинарный журнал (кондуит) и даже карцера. Этим он закладывал основы авторитарного воспитания.

Другой немецкий педагог, Ф.А. Дистервег (1790 - 1866) разрабатывал педагогику с демократических позиций. Он продолжал развивать идею Песталоцци о природосообразности воспитания, то есть следования за естественным ходом развития детей, необходимости учета их возрастных и индивидуальных особенностей в развитии внимания, памяти, мышления и т. д. Сам Дистервег полагал одним из основных принцип культуросообразности воспитания, то есть его тесной связи с культурой и духовной жизнью общества. Особенно полезными были его идеи наглядности обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их самостоятельной учебной работы.

3 . Значительное развитие получила педагогическая мысль в России.

В XVII в. писатель и ученый Епифаний Славинецкий создал труд "Гражданство обычаев детских".

Симеон Полоцкий (1629 - 1680), русский просветитель, излагал свои воззрения в проповедях. Он считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда; выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума. Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В. Ломоносов (1711 - 1765). Он заботился о подготовке русских учителей и был автором учебников "Риторика" и "Российская грамматика". Н.И. Новиков (1744 - 1818) издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума", основываясь на том, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям. Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей - В.Г. Белинского (1811 - 1848), А.И. Герцена (1812 - 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н.А. Добролюбова (1836 - 1861).

Л.Н. Толстой (1828 - 1910) и Н.И. Пирогов (1810 - 1881) выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания. Их педагогические идеи признаны во всем мире.

К.Д. Ушинский (1824 - 1871) принес мировую славу русской педагогике, совершив переворот в педагогической теории и революцию в практике. Он требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений.

В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных".

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Использованные источники:

Харламов М.Ф. Педагогика. С. 15 - 17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. С. 10.