Общая педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 4. Педагогическая мысль XX века

Вопрос 4. Педагогическая мысль XX века

1.   Зарубежные педагогические теории

2.   Развитие отечественной педагогики

3.   Современная педагогика

1 . В конце XIX - начале XX вв. центр педагогической мысли постепенно смещается в США. Здесь были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь желаемых целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859 - 1952) и Эдвард Торндайк (1874 - 1949). Торндайк прославился своими исследованиями процесса обучения и созданием действенных воспитательных технологий.

Американский педагог и врач Бенджамен Спок всколыхнул умы далеко за пределами своей страны, задав публике вопрос: что в воспитании детей должно превалировать - строгость или доброта? То есть: какой быть педагогике - авторитарной или гуманистической? Б. Спок ищет ответ в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др. В начале XX в. итальянская учительница Мария Монтессори (1870 - 1952) много сделала для популяризации и разработки идей свободного воспитания и развития личности ребенка.

В своей книге "Метод научной педагогики" она утверждает, что для развития ребенка нужно максимально использовать возможности детского возраста.

Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия.

Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Материалы эти построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.

Сегодня в России успешно работают комплексы "детский сад - школа", где по системе Монтессори идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь. 2 . Русская педагогика послеоктябрьского периода разрабатывает идеи воспитания человека в новом обществе.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Первые учебные пособия по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, написаны в 20-х гг. П.П. Блонс- ким (1884 - 1941) - "Педагогика" и "Основы педагогики", а также А.П. Пинкевичем (1884 - 1939) - "Педагогика".

Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 - 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

A.      С.           Макаренко (1888 - 1939) изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания.

B.      А.           Сухомлинский (1918 - 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

В конце 80-х гг. в СССР началось движение за обновление и перестройку школы, что привело к возникновению так называемой педагогики сотрудничества. К ее видным представителям принадлежат известные ученые и практики - Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский.

Московская учительница начальных классов С.Н. Лысенкова создала методику "опережающего обучения" и написала книгу "Когда легко учиться", в которой описаны приемы "комментированного управления" деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц.

3. К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее                   совершенствование                               деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Совре
менные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают успешно справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени.

Наметился прогресс и в области созда воспитания: научно-производственные комплексы, авторские

 экспериментальные площадки.

Использованные источники:

Подласый И.П. Педагогика: в 2-х кн. Книга 1. С. 21 - 22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. С. 12 - 13.