Педагогические технологии - Кукушин В.С.

Введение

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

•  цели обучения;

•  содержание обучения;

•  средства педагогического взаимодействия;

•  организация учебного процесса;

•  ученик, учитель;

•  результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие.

•  Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь»).

• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);

• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•  Педагогическая технология — совокупность психолого-педа- гогических установок, определяющих специальный набор и ком- # поновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

•  Педагогическая технология — ото содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Бесиалько).

•  Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

•  Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

•  Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларии).

•  Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов (Г.К. Селевко).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

• научном;

•  процессуально-описательном;

•     процессуально-действенном.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте, философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии, философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и re же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаще всего встречаются следующие:

•  материализм и идеализм;

•  диалектика и метафизика;

•  сциентизм и природосообразность;

•  гуманизм и антигуманизм;

•  антропософия и теософия;

•  прагматизм и экзистенциализм.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Курс «Педагогические технологии» в высших учебных заведениях сравнительно молод — ему менее полувека; к тому же он нередко интегрирован с «Дидактикой». Авторы предлагаемого пособия надеются, что их попытка систематизировать и обобщить информацию по проблеме педагогических технологий оказалась своевременной и полезной. В учебном пособии, написанном в соответствии с образовательным стандартом, дано описание лишь ведущих педагогических технологий сегодняшнего и завтрашнего дня.