Баннер

Поиск по сайту

Loading

Основные категории педагогики


Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

     В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.


Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1)       преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2)   руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие  деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.      

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:  развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.        

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:         

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

Какое место занимает педагогика в человекознании?

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.





Содержание статьи
  1. Педагогика
  2. Истории происхождения педагогики как предмета и этапы ее развития
  3. Резюме - история просхождения педагогики
  4. Вопросы и задания для самоконтроля - История происхождения педагогики как предмета и этапы ее развития
  5. Педагогическая практика - задачи
  6. Профессиональные функции педагога - виды объекты и субъекты деятельности - средства достижения цели
  7. Резюме - педагогическая практика
  8. Вопросы и задания для самоконтроля - Педагогическая практика
  9. Педагогика как наука
  10. Современный этап развития педагогического знания
  11. Основные категории педагогики
  12. Резюме - основные актегории педагогики
  13. Вопросы и задания для самоконтроля - основные категории педагогики
  14. Общекультурное значение педагогики
  15. Резюме - Вопросы и задания для самоконтроля - Общекультурное значение педагогики
  16. Человек как предмет воспитания -Цели воспитания и самовоспитания - теория и методика и сущность
  17. Воспитание человека как процесс - структура факторы - критерии оценки
  18. Виды воспитания : умственное нравственное трудовое физическое и эстетическое воспитание
  19. Резюме и контрольные вопросы - человек как предмет воспитания
  20. Способы воспитательного воздействия на человека - методы воспитания
  21. Резюме и контрольные вопросы - Способы воспитательного воздействия - методы и средства воспитания
  22. Типы воспитания - исторический путь развития в восточной и западной цивилизациях
  23. Резюме и контрольные вопросы - Типы воспитания - пути развития в восточной и западной цивилизациях
  24. Модели и стили воспитания - классификация
  25. Стили воспитания: авторитарное демократическое либеральное и попустительское воспитание
  26. Модели воспитания: прагматического антропологического социентарного свободного воспитания - философия
  27. Резюме и контрольные вопросы - Модели стили виды воспитания
  28.  Поликультурное воспитание - воспитательные системы : зарубежный и отчественный опыт
  29.  Резюме и контрольные вопросы - Поликультурное воспитание - воспитательные системы
  30. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
  31. Социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования
  32. Резюме и контрольные вопросы - Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
  33. Образование как система и процесс
  34. Модели образования
  35. Цели образовательной системы - Содержания образования
  36. Способы получения образования - Формы организации образовательного процесса
  37. Система образования и образовательный процесс
  38. Свойства современного образования: гуманизация гуманитаризация дифференциация стандартизация и другие
  39. Диалектический характер образовательного процесса
  40. Школьный и подростковый возраст -Возрастная динамика развития человека в процессе образования
  41. Студенчество - Возрастная динамика развития человека в процессе образования
  42. Чем определяется качество образования - исторические типы образования
  43. Резюме и контрольные вопросы - Образовательная система и процесс
  44. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  45. Закономерности обучения
  46. Виды и стили обучения
  47. Образовательные технологии
  48. Типы организации социальных отношений в процессе обучения.
  49. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
  50. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ
  51. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  52. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА
  53. Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия
  54. Инновации в высшей школе
  55. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
  56. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  57. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
  58. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
  59. ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ
  60. ПРОЦЕССЕ
  61. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  62. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  63. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
  64. Что такое мотивация?
  65. Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности
  66. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
  67. Профессиональная мотивация
  68. РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
  69. Страница 69
  70. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
  71. Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.
  72. Задачи по изменению отношения к учебе
  73. Задачи по педагогической диагностике
  74. Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия
  75. Задачи на применение метода “ пример”
  76. Задачи на выбор способа поведения
  77. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения
  78. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»
  79. Задача на выбор варианта ответа
  80. Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта
  81. Задача на усиление внимательности и самоконтроля
  82. Задача на рост самостоятельности
  83. Задачи на проявление и развитие творчества
  84. Проблемные задачи
  85. Задача на педагогическое стимулирование
  86. Задачи самовоспитания
  87. Задача на стимулирование к самовоспитанию
  88. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
  89. Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений
  90. Ситуации самооценки
  91. Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении
  92. Ситуации пренебрежения и неуважения других
  93. Ситуация выбора профессии
  94. Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов
  95. Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий
  96. Ситуация стимулирования к самовоспитанию
  97. Ситуация стимулирования ко лжи
  98. Ситуация молчаливого одобрения
  99. Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий
  100. Ситуация выбора, приводящего к неудаче
  101. Ситуация выбора критериев оценки труда педагога
  102. Ситуации предъявления требований
  103. Ситуации предъявления требования-унижения
  104. Ситуация приведения примера
  105. Ситуации обвинения - ощущения несчастья
  106. Ситуации доверия-лжи
  107. Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины
  108. Ситуации подчинения и влияния среды
  109. Ситуация проявления ответственности
  110. Ситуации убеждения
  111. Ситуации риска
  112. Ситуации оказания помощи
  113. Ситуация взаимопомощи
  114. Ситуация критики
  115. Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)
  116. Ситуация самовыражения
  117. Ситуации выражения своего отношения к человеку
  118. Ситуация расхолаживания и дезорганизации
  119. Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера
  120. МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
  121. Диагностика направленности личности
  122. Диагностика профессиональной направленности личности
  123. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
  124. Изучение самооценки личности
  125. Диагностика и тренинг педагогической проницательности
  126. Тест «Транзактный анализ общения»
  127. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)
  128. Тест «Восприятие индивидом группы»
  129. Содержание
  130. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...