Социальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности................................................................................................................................................................................ 3

1.  Социальная педагогика и культурно-исторические традиции

2.  Понятие "милосердие"

3.                 Понятие "благотворительность"

4.  История возникновения благотворительности

Вопрос 2. Развитие благотворительности на Руси (IX — XVI вв.)..................................................... 4

1. Деятельность князя Владимира

2.  Роль церкви

3.  Скудельники

4.  Идея благотворительной деятельности государства Вопрос 3. Благотворительность в России с начала XVII в.

до реформы 1861 г............................................................................................................................................ 5

1.  Указ царя Федора Алексеевича (1682). Создание государственной системы призрения при Петре 1

2.  Императорские воспитательные дома

3.  Благотворительная деятельность Марии Федоровны

4.  Создание общественных организаций призрения

5.  Развитие благотворительности при Александре 1

Вопрос 4. Благотворительность в России с 60-х гг. XIX в. до начала XX в..................................... 7

1.  "Императорское человеколюбивое общество "

2.  Призрение детей, имеющих отклонения

3.   Зарождение профессиональной социальной помощи

4.  Развитие системы различных социальных служб Вопрос 5. Благотворительность в России с 1917 г.до середины 1980-х гг. XX в     8

1.  Система социального воспитания и педология

2.  1941 - 1945 гг.

3.  1960 - 1970 гг.

Вопрос 6. Социальная защита и поддержка детства в 90-е гг. XX в           9

1.  Социальная политика государства

2.  Развитие благотворительности в современных условиях

Вопрос 7. Введение института социальной педагогики             10

1.  Специальность "социальная педагогика "

2.  Становление социальной педагогики как науки

Вопрос 8. Структура профессиональной деятельности социального педагога........................... 11

1.  Общие и отличительные признаки профессии педагога и социального педагога

2.  Объект деятельности социального педагога

3.  Цель деятельности социального педагога

4.  Функции деятельности социального педагога

5.  Средства деятельности социального педагога Вопрос 9. Личностные качества социального педагога.

Квалификационная характеристика......................................................................................................... 12

    Личностные качества

     Состав квалификационной характеристики

     Основные виды помощи социального педагога

     Профессиональные знания

     Профессиональные умения

     "Квалификационные требования "

Вопрос 10. Сферы профессиональной деятельности социального педагога................................ 15

1.  Должность социального работника в сфере образования

2.   В системе учреждений комитетов по делам молодежи

3.    Типология учреждений

4.   Деятельность социального работника в комплексных и специализированных учреждениях

5.    Условия помещения ребенка в специализированные учреждения

Вопрос 11. Система профессиональной подготовки социальных педагогов................................ 17

1.  Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях

2.  Подготовка социальных педагогов в вузе. Специализация

3.  Послевузовское образование. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов

Вопрос 12. Понятие "социальная педагогика". Объект и предмет

социальной педагогики................................................................................................................................. 19

1.  Термин и понятие "социальная педагогика "

2.  Объект и предмет

3.                 Социальная педагогика в системе научного знания

Вопрос 13. Принципы социальной педагогики...................................................................................... 21

1.  Целостность

2.  Нриродосообразность

3.  Гуманизм

4.  Культуросообразность

Вопрос 14. Задачи и функции социальной педагогики........................................................................ 23

1.  Задачи

2.  Функции

Вопрос 15. Понятийный аппарат социальной педагогики................................................................. 24

1.  Социально-педагогическая деятельность и ее задача

2.  Социальная работа

3.                 Социальное воспитание: понятие

4.  Социализация и социальная адаптация

5.                 Социальная помощь

6.  Социальное обслуживание

7.  Социальная защита и социальная поддержка

Вопрос 16. Особенности развития социальной педагогики в России.............................................. 27

1.  Особенности развития

2.  Научные коллективы социальной педагогики

Вопрос 17. Из истории развития социальной педагогики за рубежом............................................ 28

1.  Введение и трактовки термина "социальная педагогика "

2.  Социальный аспект воспитания (К. Магер, 11. Натори, £ Борнеманн и др.)

3.  Педагогический аспект общественного развития (А Дистервег, Г. Ноль, Г. Боймер, К. Молленгауэр и др.)

Вопрос 18. Методы социально-педагогического исследования

и исследовательские методики.................................................................................................................... 30

1.   Методы социально-педагогического исследования

2.    Исследовательские методики

3.    Социально-педагогическое обследование

4.   Метод опытной работы

5.    Эксперимент

Вопрос 19. Понятие "личность". Характерные черты личности....................................................... 32

     Понятие "личность"

     Характерные черты личности

Вопрос 20. Понятие развития личности................................................................................................... 34

1.  Внешние и внутренние факторы развития

2. Деятельность и общение в процессе развития

3.  Внешнее целенаправленное воздействие на развитие

4. Движущие силы развития

Вопрос 21. Биологические предпосылки развития детей.................................................................... 35

1.  Наследственность

2.  Врожденные задатки

3.   Значение внутриутробного развития

Вопрос 22. Социальные факторы развития человека.......................................................................... 36

1.  Понятие среды. Развивающая среда

2.  Воспитание

2.    Сензитивные периоды

3.    Кризисные периоды

4.   Понятие акселерации

5.    Концепция обогащающего развития

Вопрос 24. Зоны актуального и ближайшего развития....................................................................... 38

1.  Зона актуального развития

2.  Зона ближайшего развития

Вопрос 25. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в развитии личности............ 39

1.  Особенности взаимодействия биологического и социального

2.  Отличия созревания от формирования. Конституция человека

3.  Теории психического развития

4.  Психогенетика

Вопрос 26. Возрастные особенности........................................................................................................ 40

1.  Психологическая возрастная периодизация

2.  Краткая характеристика особенностей преддошкольного возраста

3.                 Краткая характеристика особенностей дошкольного возраста

4.  Краткая характеристика особенностей младшего школьного возраста

5.  Краткая характеристика особенностей среднего школьного возраста

6.  Краткая характеристика особенностей подросткового возраста

7.  Особенности общения школьников (по А.В. Мудрику)

Вопрос 27. Социализация         43

1.  Понятие социализации личности

2.  Особенности социализации в разные возрастные периоды

3. Две фазы социализации

Вопрос 28. Факторы, психологические механизмы, принципы социализации           44

1.  Факторы

2.                 Психологические механизмы

3.  Принципы социализации

Вопрос 29. Социальное воспитание          47

     Понятие

     Социальность

Вопрос 30. Социальная адаптация           48

1.  Понятие

2. Два типа адаптированного процесса

3.  Значение социальной адаптации как научной и прикладной проблемы

4.  Социальные институты

5.  Проблема адаптации

Вопрос 31. Социально-педагогическая инфраструктура          50

1.  Определение

2.  Основные характеристики

3.  Группы учреждений

Вопрос 32. Самовоспитание. Перевоспитание          51

1.  Самовоспитание

2.  Перевоспитание: понятие, направления, методы

Вопрос 33. Личность в коллективе. Педагогическое руководство

детским коллективом...................................................................................................................................... 53

1. Личность в коллективе

2.  Педагогическое руководство детским коллективом

3.  Оптимизация управления

Вопрос 34. Норма и отклонения: понятия и характеристики   54

1.  Норма

2.  Отклонение

3.  Значение понятий нормы и отклонения для социальной педагогики

Вопрос 35. Физические отклонения           55

1.  Понятие

2.  Британский вариант шкалы ограниченных возможностей

3.  Виды недостатков

Вопрос 36. Психические отклонения......................................................................................................... 57

1.  Разновидности

2.  Одаренность

3.  Психолого-медико-педагогическая комиссия

4.  Специализированные образовательные учреждения

Вопрос 37. Педагогические отклонения................................................................................................... 59

1.  Понятие

2.  Общая характеристика

Вопрос 38. Социальные отклонения......................................................................................................... 60

1.  Социальная норма: понятие, классификация

2.  Отклонения в поведении детей

3.   "Социальные сироты"

4. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

5.  Пограничная зона

6.  Направления деятельности социального работника

Вопрос 39. Теории отклонений                   62

     Факторы отклонений

     Медицинская модель

     Социальная модель

Вопрос 40. Социально-педагогический процесс: сущность, структура......................................... 63

1.  Сущность

2.  Структура

Вопрос 41. Подготовительный этап социально-педагогической деятельности........................... 64

1. Диагностика и выявление индивидуального объекта

2.  Формулирование проблемы

3.  Прогнозирование

4.  Определение целей и задач

5.  Моделирование

6.  Выбор технологии и способы ее реализации

7. Планирование

Вопрос 42. Реализация социально-педагогической технологии....................................................... 66

1.   Апробация технологии

2.   Адаптация субъекта и объекта

3.    Самореализация и самовоспитание объекта

4.   Индивидуальный корректив

5.   Мониторинг

Вопрос 43. Итоговый этап социально-педагогического процесса................................................... 67

1.  Предварительная оценка

2.  Анализ работы и результативности

Вопрос 44. Современная система социально-педагогической

деятельности в России.................................................................................................................................... 68

1.  Новая концепция социальной защиты

2.  Становление системы социальных институтов коррекционной направленности

3.  Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения

4.  Психолого-медико-педагогическая консультация

5.  Реабилитационные центры

6.  Медико-психолого-социальные центры

7.  Специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью

8.                 Инновационные направления

Вопрос 45. Семья и ее основные функции                   71

1.  Понятие семьи

2.  Основные функции

3.                 Социальная функция

Вопрос 46. Социальный статус семьи и ее типология                73

1.  Социальный статус. Компоненты социальной адаптации семьи

2.  Типология

Вопрос 47. Работа социального педагога с семьей  75

1. Основные составляющие социально-педагогической помощи

2.  Образовательная помощь. Методы семейного воспитания

3.  Психологическая составляющая социально-педагогической помощи

4.  Посреднический компонент

Вопрос 48. Особенности практической работы социального педагога в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии 77

1.  Концептуальные принципы

2.                 Диагностический этап

3.  Организационно-конструктивный этап

4.  Коммуникативный этап

5.   Значение социально-педагогической деятельности

Вопрос 49. Современные формы социальной помощи семье    79

     Социальная защита семьи

     Центры помощи

Вопрос 50. Сущность понятий "опека" и "попечительство"      81

1.  Опека

2.  Попечительство

3.                 Категория детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос 51. Из истории опеки и попечительства детей в России                  82

1.  Советский период

2. Деятельность Н.М. Щелованова

Вопрос 52. Попечение сирот в современных условиях               83

1.  Проблема социального сиротства

2.  Причины сиротства

3.  Усыновление

4.  Государственное попечение

Вопрос 53. Социально-педагогическая работа с приемной семьей................................................. 84

1.  Типы приемных семей

2.  Опекунская семья

3.                 Семья усыновителей

4.  Временная приемная семья

5.  Этапы социально-педагогической деятельности

Вопрос 54. Государственные интернатные учреждения.................................................................... 86

1.  Статистические данные

2. Детские дома

3.                 Детский дам семейного типа

4.  Социальный приют

Вопрос 55. Особенности детей, воспитывающихся в учреждениях государственного попечения              87

1. Дошкольники

2.  Младшие школьники и подростки

3.                 Проблемы здоровья. Социальные проблемы

Вопрос 56. Деятельность социального педагога в детском доме                88

1.  Цель

2.  Определение статуса ребенка

3.                 Составление индивидуальной программы развития воспитанника

4.                 Формирование гуманных отношений

5.  Реабилитация и адаптация

6.  Подготовка выпускников

7. Представительство интересов ребенка

Вопрос 57. Социально-педагогическая деятельность в специальных (коррекционных) учебных заведениях и на дому            90

1.  Особые условия в сфере образования детей-инвалидов

2.  Основная задача социального педагога Вопрос 58. Социально-педагогическая деятельность

в реабилитационном центре......................................................................................................................... 91

1.  Основные задачи

2.  Отделение диагностики

3.                 Отделение медико-социальной реабилитации

4.  Отделение психолого-педагогической помощи

5.  Отделение дневного пребывания

6.  Стационарное отделение

Вопрос 59. Характерные особенности подросткового возраста...................................................... 93

    Переходный возраст

    Анатомо-физиологические особенности

     Потребность в познании самого себя

    Временное отдаление от семьи и шкалы

     Проблемы со взрослыми

    Эмоционально-волевая сфера

    Пограничная стадия развития

Вопрос 60. Понятие девиации..................................................................................................................... 95

1.  Определение девиации

2. Девиантное поведение

3.                 Делинквентное поведение

4. Криминальное поведение

Вопрос 61. Акцентуации характера.......................................................................................................... 97

1. Понятие акцентуации

2.  Типы акцентуаций характера (по М.И. Еникееву)

Вопрос 62. Проблема психических расстройств в форме акцентуаций.......................................... 99

1. Причины психических расстройств в форме акцентуаций

2.  Трудности переходного периода

3.  Перестройка "Я "-концепции

Вопрос 63. Причины формирования отклоняющегося поведения.

Концепции девиации................................................................................................................................... 100

1. Отклонения в психическом и физическом развитии

2.  Несоответствие воспитания индивидуальным особенностям ребенка

3.  Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка

4.  Негативные факторы среды формирования личности

5.  Недостатки в воспитании подростка

6. Негативная личностная позиция ребенка

7. Концепции девиации

Вопрос 64. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема................................. 102

1.  Определения

2.  Особенности детского алкоголизма

Вопрос 65. Причины и последствия детского алкоголизма       103

1. Периоды приобщения к алкоголю

2.  Причины

3.                 Последствия

Вопрос 66. Проблема наркомании. Классификация и типы наркотиков...................................... 105

1. Понятие наркомании

2.  Статистика

3.  Наркотики: понятие, виды

4.  Токсикомания

Вопрос 67. Причины и последствия подростковой наркомании.................................................... 107

1. Микроуровень

2.  Мезоуровень

3.                 Макроуровень

4. Последствия

Вопрос 68. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей........................ 109

1. Понятие

2.  Отличия от проституции взрослых

3.  Теории причин проституции

4.  Типология

5.  Факторы сдерживания проституции

Вопрос 69. Правонарушения среди несовершеннолетних............................................................... 111

     Современное состояние проблемы, ее причины

     Меры по борьбе с преступностью несовершеннолетних

     Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Вопрос 70. Специальные учебно-воспитательные учреждения

для несовершеннолетних правонарушителей...................................................................................... 113

1.  Виды и функции

2.  Учреждение открытого тина, его отличие от учреждения закрытого типа

3.  Порядок оформления

Вопрос 71. Основные категории исправительно-педагогической работы.................................. 114

1.  Карательно-воспитательный, исправительно-воспитательный, образовательно-воспитательный процессы

2.  Исправительно-трудовое воздействие, исправление, перевоспитание

3.  Субъекты и объекты воспитания

Вопрос 72. Воспитательная работа в исправительных учреждениях......................................... 116

1.  Основные направления исправительно-педагогической работы

2.  Этапы работы социального педагога с осужденными

3.  Группы воспитанников

4.  Особенности процесса перевоспитания

5.  Методы и принципы перевоспитания

6.  Содержание и средства воспитательной работы

7. Лица, перевоспитание которых имеет свою специфику

Вопрос 73. Повышение роли семьи и общеобразовательных учреждений

по профилактике девиантного поведения детей и подростков....................................................... 119

1.  Повышение роли семьи: необходимые меры

2.  Повышение роли общеобразовательных учреждений: необходимые меры Вопрос 74. Взаимодействие семьи и школы. Управление воспитательными воздействиями...................................................................... 120

1.  Единство семьи и шкалы

2.  Управление

Вопрос 75. Развитие центров по работе с семьей, преодолению социально- педагогических проблем детей. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию.................................................. 121

1.  Центры па работе с семьей

2.  Центры по преодолению социально-педагогических проблем детей

3.  Повышение роли специальных учреждений па перевоспитанию и исправлению Вопрос 76. Использование позитивных возможностей СМИ и ограждение подростков от их негативного влияния................................. 122

1.  Влияние СМИ

2.  Формирование информационной культуры

Вопрос 77. Дополнительное образование детей. Активизация самовоспитания       123

1. Дополнительное образование: понятие, принципы, функции и значение

2.  Организационные формы дополнительного образования

3.  Активизация самовоспитания

Вопрос 78. Социально-педагогическая деятельность с подростками,

склонными к употреблению алкоголя.................................................................................................... 124

1.  Цель и основные направления

2.  Основные функции

Вопрос 79. Школа как социально-педагогическая система............................................................ 126

     Функции

     Актуальные задачи

Вопрос 80. Типы социально- ориентированных школ...................................................................... 127

1.  Социально-ориентированные школы: цели и направления

2.  Школы по организационным формам взаимодействия с социумом Вопрос 81. Особенности работы социального педагога в школе.

Правовое воспитание в школе.................................................................................................................. 129

1.  Функции социального педагога

2.                 Правовое воспитание

Вопрос 82. Роль подростковых клубов в социализации детей и подростков              131

1.  Общая характеристика

2.  Условия эффективной организации клубной деятельности

3.  Тенденции развития

Вопрос 83. Работа социального педагога в микрорайоне         132

1.  Особенности

2.  Социально-педагогические комплексы

Вопрос 84. Детские объединения               133

1.  Основные понятия

2.  Основные педагогические функции

3.  Классификация, цели и принципы работы детских организаций

Вопрос 85. Исторический опыт детских и молодежных объединений      136

1.  Возникновение детского и молодежного движения

2.  Скаутское движение

3.  Пионерское движение

4.                 Коммунарская методика И. 11. Иванова

Вопрос 86. Современные детские учреждения.................................................................................... 137

1.  Классификация Д. П. Лебедева

2.                 Детские массовые объединения России

Вопрос 87. Неформальные объединения подростков....................................................................... 139

1.  Причины возникновения

2.  Западные молодежные движения

3.                 Неформальные группы в России

4.  Работа социального педагога с "неформалами"

Вопрос 88. Работа социального педагога с одаренными детьми                141

1.  Одаренность: понятие, виды

2.   Задачи родителей

3.  Особенности работы социального педагога

Вопрос 89. Опыт работы социального педагога — организатора досуга................................... 142

     Организация досуга

     Летние лагеря

Вопрос 90. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях          144

1.  Функции религии в обществе

2.  Особенности социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви

Вопрос 91. Развитие и воспитание детей, ставших жертвами

неблагоприятных условий......................................................................................................................... 146

1.  Понятие и предмет социально-педагогической виктимологии

2.  Понятие жертвы, ее виды

3.                 Виктимизация

4.  Виктимность

5.  Посягатель

6.  Особенности социально-педагогической деятельности

Вопрос 92. Социально-педагогические технологии.......................................................................... 149

1.  Определение

2.  Специфика

3.                 Формы, уровни, структура

4.  Процесс технологизации

Вопрос 93. Опыт социального воспитания в странах Европы и США......................................... 151

1. Деятельность социальных работников в разных странах

2.  Программы помощи детям

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153Вопрос 83. Работа социального педагога в микрорайоне          132

1.  Особенности

2.  Социально-педагогические комплексы

Вопрос 84. Детские объединения............................................................................................................. 133

1.  Основные понятия

2.  Основные педагогические функции

3.  Классификация, цели и принципы работы детских организаций

Вопрос 85. Исторический опыт детских и молодежных объединений.......................................... 136

1.  Возникновение детского и молодежного движения

2.  Скаутское движение

3.  Пионерское движение

4.                 Коммунарская методика И. 11. Иванова

Вопрос 86. Современные детские учреждения.................................................................................... 137

1.  Классификация Д. П. Лебедева

2.                 Детские массовые объединения России

Вопрос 87. Неформальные объединения подростков....................................................................... 139

1.  Причины возникновения

2.  Западные молодежные движения

3.                 Неформальные группы в России

4.  Работа социального педагога с "неформалами"

Вопрос 88. Работа социального педагога с одаренными детьми................................................... 141

     Одаренность: понятие, виды

     Задачи родителей

     Особенности работы социального педагога

Вопрос 89. Опыт работы социального педагога — организатора досуга................................... 142

1.  Организация досуга

2.  Летние лагеря

Вопрос 90. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях          144

1.  Функции религии в обществе

2.  Особенности социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви

Вопрос 91. Развитие и воспитание детей, ставших жертвами

неблагоприятных условий......................................................................................................................... 146

1.  Понятие и предмет социально-педагогической виктимологии

2.  Понятие жертвы, ее виды

3.                 Виктимизация

4.  Виктимность

5.  Посягатель

6.  Особенности социально-педагогической деятельности

Вопрос 92. Социально-педагогические технологии.......................................................................... 149

1.  Определение

2.  Специфика

3.                 Формы, уровни, структура

4.  Процесс технологизации

Вопрос 93. Опыт социального воспитания в странах Европы и США......................................... 151

1. Деятельность социальных работников в разных странах

2.  Программы помощи детям

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                    153




Титов В. А. Социальная педагогика (конспект лекций). — М.: "Приор-издат", 2003. — 160 с.