Социальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 2. Развитие благотворительности на Руси (IX - XVI вв.)

Вопрос 2. Развитие благотворительности на Руси (IX - XVI вв.)1

1. Деятельность князя Владимира 2.Роль церкви

3.Скудельники

4. Идея благотворительной деятельности государства

 

    Великий князь Владимир прославился милосердным отношением к тем, кто нуждался в помощи.

Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению своих подданных к просвещению и культуре. Так, были учреждены училища для обучения детей из различных социальных слоев (знатных, среднего состояния и убогих). Князь Ярослав Владимирович (правил с 1016 г.) был основателем сиротского училища, в котором обучались около 300 юношей, оставшихся без родителей.

     Церковь в тяжелый период междоусобиц и войн взяла на себя благородную миссию:

✓ по оказанию материальной и моральной помощи людям, нуждающимся в ней;

✓ вдохновению русского народа на борьбу за национальное возрождение;

✓ сохранению в народе присущей ему духовности, веры в добро;

✓ спасению от озлобления и утраты нравственных ориентиров и ценностей;

приюта нищих и других физически и морально сломленных людей путем создания системы монастырей.

Яркими примерами любви и милосердия, сострадания к ближнему были и остаются жизнь и деяния Преподобного Серафима Саровского, старца Амвросия, Сергия Радонежского и мн. др. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, давали людям достойные образцы поведения, уважения к людям, заботы о детях.

3. В форме деятельности скуде й,никои, то есть специально подобранных старцев и старух, которые исполняли роль сторожа и воспитателя, сохранилась сложившаяся еще в догосударствен- ный период на Руси традиция заботы о ребенке. Так, при скудельницах — общих могилах, в которых хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п., сооружались сторожки, в которые свозились брошенные дети. Содержались сироты за счет подаяний населения окрестных сел и деревень.

4. Примеры благотворительной деятельности государства относятся к началу XVI в. Так, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.