Социальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 3. Благотворительность в России с начала XVII в. до реформы 1861 г

Вопрос 3. Благотворительность в России с начала XVII в. до реформы 1861 г.1

1.  Указ царя Федора Алексеевича (1682). Создание государственной системы призрения

Государственную систему призрения создал Петр I. Он определил признаки, по которым люди подпадали под категорию нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, законодательно закрепил свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для незаконнорожденных детей. За "погубление зазорных младенцев" вводится смертная казнь.

В государственной казне предусматриваются средства на содержание детей и воспитателей.

Подросшие дети определяются в "богадельни" или отдаются на воспитание приемным родителям; дети старше 10 лет — в матросы; подкидыши или незаконнорожденные — в художественные училища.

2.  Екатерина Великая реализовала замыслы Петра I, построив императорские воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1772).

3.  Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, способствовала формированию системы воспитания сирот в семьях. Она открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) — в женских гимназиях и институтах, а также основала Попечительство о глухонемых детях (1798).

4.  Общественные организации призрения, самостоятельно выбирающие объект помощи, появляются в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое "Воспитательное общество". Московский опекунский совет детских приютов (1842) возглавила княгиня Н.С. Трубецкая. Деятельность совета первоначально ограничивалась организацией свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.

5.  При Александре I открыт первый институт для слепых детей (1807). Его возглавил французский учитель Валентин Гаюи — автор оригинальной методики обучения слепых детей; начинают строиться другие специальные учреждения для этой категории детей.

В России начинают развиваться социальная политика и законодательство.