Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

1. Объект субъект предмет специальной педагогики (по Н.М. Назаровой)

2. Цели специальной педагогики

3. Задачи специальной педагогики

 

1.  Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.

2.  Общие цели специальной педагогики:

✓ коррекция недостатка;

✓ его компенсация педагогическими средствами;

✓ абилитация и реабилитация. Цели специфические:

✓ воспитание чувства собственного достоинства;

✓ преодоление чувства малоценности, маргинальное™;

✓ формирование адекватных форм социального поведения и др.

Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

3.  Задачи специальной педагогики:

✓ изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

✓ обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

✓ разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

✓ прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

✓ внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;

✓ разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;

✓ исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

✓ создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

Использованные источники:

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 16—17.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стре- белева, A.JI. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стре- белевой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. С. 6—7.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 318-319.