Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 4. Классификации нарушений развития

Вопрос 4. Классификации нарушений развития

1. Основания классификаций

2. Некоторые виды классификаций

3. Категории лиц с недостатками развития

 

1.  Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития {по Н.М. Назаровой):

✓ причины нарушений;

✓ виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

✓ последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Универсальной классификации в настоящее время нет.

Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.

2.  Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:

✓ телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

✓ сенсорные нарушения (слух, зрение);

✓ нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Классификация по причинам возникновения нарушения:

✓ врожденное нарушение развития;

✓ несчастный случай, стихийное бедствие;

✓ производственная травма;

✓ профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

✓ дорожно-транспортное происшествие;

✓ участие в боевых действиях;

✓ экологическое преступление;

✓ болезнь и пр.

3.  Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

глухие (неслышащие);

✓ слабослышащие;

✓ позднооглохшие;

✓ незрячие;

✓ слабовидящие;

✓ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

✓ с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

✓ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

✓ с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);

✓ с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

✓ со сложными недостатками развития. Использованные источники:

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 18—21.