Баннер

Поиск по сайту

Loading

Глава IV ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

Среди психологов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине, Э. Мейман, Д. Селли, Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некоторые другие.

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека с позиций ассоциативного подхода. Он выделял ум, чувства и волю как основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и последовательности их возникновения.

М. Монтессори, последовательница Селли, опираясь на его выводы, разработала систему познавательного развития детей дошкольного возраста. Она исходила из представления, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, к деталям, к владению руками и т.д.). М. Монтессори придавала особое значение упражнениям, направленным на тренировку разнообразных ощущений и движений, на их постепенное усложнение, совершенствование и осознание, что приводит к прогрессу мышления. Идеи Монтессори относительно организации воспитания и обучения дошкольников оказались весьма плодотворны, ив настоящее время в России по этим принципам работают некоторые детские сады или группы.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологических основ обучения. В предложенной Мейма- ном периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза.

В организованной при лаборатории Меймана экспериментальной школе разрабатывались методы предварительной диагностики детей, апробировались различные программы обучения и критерии формирования классов (например, по уровню интеллекта, по интересам, по стилю взаимодействия с учителем).

Швейцарский психолог Э. Клапаред выступил с критикой река- питуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую логику и это приводит к определенному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп.

Психическое развитие Клапаред приравнивал к развитию мышления и выделял четыре этапа, ориентируясь на изменение типа мышления. На первом этапе (до 2 лет) происходит преимущественно формирование восприятия, схватывание внешнего вида предметов; на втором этапе (от 2 до 3 лет) —. словесном — усваиваются названия предметов; на третьем (от 3 до 7 лет) складывается собственно мышление, общие умственные интересы ребенка; на четвертом (от 7 до 12 лет) формируются специальные интересы и проявляются индивидуальные склонности индивида.

Работы Э. Меймана и Э. Клапареда заложили основы детской возрастной психологии, определив предмет, очертив круг специфических задач и проблем. Развитие детской психологии, педологии, педагогики требовало разработки новых достоверных и объективных методов изучения психического развития детей, в первую очередь познавательного.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологиче - ского и нормативного направления в детской психологии. Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (что такое «стул», что такое «лошадь» и т.д.). Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет), он обнаружил три стадии в развитии детских понятий — стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации. Каждая стадия соотносилась с определенным возрастом, и Бине сделал вывод о существовании определенных нормативов интеллектуального развития.

По заказу министерства просвещения Бине разработал метод выделения детей, отстающих в развитии от нормы и, следовательно, нуждающихся в обучении во вспомогательной школе. Позже им были созданы тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. Для каждого возраста Бине подобрал подходящие задания, исследующие разные стороны интеллектуального развития, с вариациями по степени сложности. В них вошли задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентации, логического мышления и т.д. По замыслу Бине, задания должны быть рассчитаны на минимальный опыт, который имеется у всех детей этого возраста. Только так в равных условиях диагностики окажутся дети с высокими врожденными интеллектуальными предпосылками, «способные», но не имевшие специального обучения, и дети «обученные». При помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине Т. Симоном, рассчитывался так называемый умственный возраст ребенка (уровень развития мышления).

Позднее для более точной диагностики немецкий психолог В. Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ). Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в течение жизни и направляется на решение разных задач. Интеллектуальной нормой считался коэффициент от 70 до 130%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одаренные — выше 130%.




Содержание статьи
  1. Возрастная психология - Шаповаленко И.В.
  2. Раздел первый Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии / Глава I ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. Теоретические задачи возрастной психологии:
  4. Практическое значение и задачи возрастной психологии
  5. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология,
  6. § 2. Проблема детерминации психического развития
  7. § 3. Основные понятия возрастной психологии
  8. Функционалгенез, функциональное развитие психики
  9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  10. Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ / § 1. Наблюдение и эксперимент
  11. § 2. Метод наблюдения
  12. Трудности использования метода объективного наблюдения:
  13. § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
  14. Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский
  15. § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
  16. § 5. Вспомогательные методы исследования
  17. Сравнительные методы исследования
  18. Кросс-культурный метод
  19. Социометрические методики
  20. § 6. Схема организации эмпирического исследования
  21. Метод продольныхсрезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник»)
  22. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  23. Глава III ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ /§ 1. Становление возрастной (детской) психологии
  24. В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)
  25. Появление новых объективных и экспериментальных методов исследования в психологии
  26. § 2. Начало систематического изучения детского развития
  27. § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в
  28. общие положения о главных чертах детского развития
  29. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  30. Глава IV ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / § 1. Постановка вопросов
  31. § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
  32. Теория трех ступеней в развитии ребенка - К. Бюлер
  33. § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
  34. § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
  35. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  36. Раздел третий ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  37. 1. Оральная стадия
  38. 2. Анальная стадия развития личности,
  39. 3. Фаллическая стадия (3—6 лет)
  40. 4. Латентная стадия
  41. 5. Генитальная стадия (12 — 18 лет)
  42. § 2. Психоанализ детства
  43. А. Фрейд
  44. § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
  45. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  46. Глава VI ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ЭРИКСОНА § 1. Эго -психология Э. Эриксона
  47. § 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
  48. § 3. Основные понятия теории Эриксона
  49. § 4. Психосоциальные стадии развития личности / 1. Младенчество:базальное доверие/ базальное недоверие
  50. 2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение
  51. 3. Возраст игры: инициативность / вина
  52. 4.   Школьный возраст:
  53. 5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение
  54. 6. Молодость: достижение близости / изоляция
  55. Зрелость: продуктивность / инертность
  56. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  57. Глава VII ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
  58. § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
  59. § 3. Оперантное научение
  60. § 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
  61. Подкрепление— ключевое понятие концепции Скиннера
  62. Проблема социализации человека рассмотрена Скиннером
  63. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  64. Глава VIII Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
  65. § 2. Эволюция теории социального научения
  66. § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
  67. § 4. Диадический принцип изучения детского развития
  68. § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
  69. § 6. Социокультурный подход
  70. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  71. Глава IX ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ / §1. Основные направления исследований
  72. § 2. Ранний этап научного творчества
  73. Клинический метод
  74. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления
  75. Артификализм
  76. Критический анализ представлений Ж. Пиаже Л. С. Выготским
  77. Функция эгоцентрической речи
  78. § 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
  79. Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
  80. Тест на сохранение объема жидкости
  81. Тест на включение во множество
  82. § 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
  83. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  84. Раздел четвертый ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  85. Интериоризация
  86. § 2. Проблема специфики психического развития человека
  87. § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
  88. § 4. Проблема «обучение и развитие»
  89. Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития
  90. § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
  91. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  92. Глава XI Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
  93. § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
  94. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические
  95. § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина Д.Б. Эльконин
  96. Ведущая деятельность
  97. § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
  98. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  99. Раздел пятый ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
  100. Характерные особенности периода новорож- денности:
  101. Методы исследования психики новорожденных и младенцев
  102. Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого
  103. Комплекс оживления. В
  104. § 2. Младенчество как период стабильного развития Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года
  105. Поведение детей группы риска
  106. § 3. Развитие общения и речи
  107. Становление предпосылок речи
  108. § 4. Развитие восприятия и интеллекта
  109. § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
  110. Захватывание (доставание) предмета
  111. Истинное подражание
  112. § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
  113. § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
  114. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  115. Глава XIII РАННЕЕ ДЕТСТВО / § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
  116. Характеристики полноценного общения ребенка раннею возраста со взрослыми:
  117. § 2. Развитие предметной деятельности
  118. § 3. Зарождение новых видов деятельности
  119. §4: Познавательное развитие ребенка
  120. § 5. Развитие речи
  121. § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
  122. Система воспитания Б.П. Никитина
  123. § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
  124. Поведенческий комплекс «гордость за достижения»
  125. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  126. Глава XIV ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
  127. § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
  128. Содержание игры
  129. Структура сюжетно - ролевой игры
  130. Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры
  131. Главные линии влияния игры на развитие психики:
  132. § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
  133. § 4. Познавательное развитие
  134. Современная отечественная система сенсорного воспитания
  135. § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
  136. Развитие общения ребенка со сверстниками
  137. § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
  138. § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
  139. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  140. Глава XV Младший школьный возраст / § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
  141. Проблема психологической готовности к школьному обучению
  142. § 2. Адаптация к школе
  143. § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
  144. Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
  145. Учебная задача
  146. Учебные действия
  147. Действия оценки и самооценки
  148. Центральная задача младшей школы
  149. Субъект целостной учебной деятельности
  150. Общение в школе
  151. § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
  152. Интеллектуальная рефлексия
  153. Восприятие
  154. Память
  155. Развитие личности в младшем школьном возрасте
  156. § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
  157. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  158. Глава XVI ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) / § 1. Социальная ситуация развития
  159. Чувство взрослости
  160. § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
  161. § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
  162. Важное направление психического развития в подростковом возрасте
  163. § 4. Особенности общения со взрослыми
  164. § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
  165. Восприятие
  166. § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности / Интересы и ценностные ориентации
  167. Подростковый кризис
  168. Самосознание
  169. Половая идентификация подростков
  170. Я-концепция как новый уровень самосознания
  171. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  172. Глава XVII ЮНОСТЬ / § 1. Юность как психологический возраст
  173. § 2. Социальная ситуация развития
  174. § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
  175. § 4. Интеллектуальное развитие в юности
  176. § 5. Развитие личности
  177. Стремление познать себя как личность
  178. Сфера чувств
  179. § 6. Общение в юности
  180. Общение со сверстниками
  181. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  182. Глава XVIII ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ § 1. Взрослость как психологический период
  183. Работа и забота — добродетели зрелых людей
  184. Зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации
  185. § 2. Проблема периодизации взрослости
  186. § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
  187. § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные-кризисы взрослости
  188. Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости. Н.А. Рыбников
  189. Феномен «акме»
  190. Возрастные кризисы взрослости
  191. «Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга
  192. Подкризисы, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития
  193. § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
  194. Динамика познавательных функций
  195. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых
  196. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  197. Глава XIX ВЗРОСЛОСТЬ: СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ / § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
  198. § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
  199. § 3. Теории старения и старости / Старость как биологическая проблема
  200. Старость как социальная проблема
  201. Старость как когнитивная проблема. В
  202. Комплексные теории старения
  203. § 4. Проблема возрастных границ старости
  204. § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
  205. Старость в концепции Э. Эриксона
  206. § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
  207. Специфика самоопределения и деятельности на разных этапах старости
  208. § 7. Личностные особенности в старости
  209. Мотивационно-потребностная сфера
  210. Особенности Я-концепции
  211. Типологии личности в пожилом возрасте
  212. § 8. Познавательная сфера в период старения
  213. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
  214. Возрастная периодизация
  215. Приложение психического развития человека
  216. ОГЛАВЛЕНИЕ

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...