Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
1. Субсоциальные объекты — неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.
2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.
3. Супрасоциальные объекты — это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».
Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. — 1991. — Vol. 47. — № 1. — P. 82-85) [В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.]
Чувства |
Мысли |
Характеристики поведения |
Принадлежности (ощущение принадлежности к группе или группам). |
Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей. |
Помощь (готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям). |
«Ты здесь дома» (ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми). |
Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом. |
Щедрость (готовность поделиться тем, что тебе принадлежит). |
Общности (ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих тебя во многом похожим на них). |
Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом. |
Участие (присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней). |
Вера в других (чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее). |
Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне. |
Уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт). |
Мужество быть несовершенным (ощущение того, что делать ошибки естественно и что не надо стараться всегда быть «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях). |
Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества. |
Сотрудничество (стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы). |
Ощущение себя человеком (ощущение себя частью всего человечества). |
Компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов). |
|
Оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить). |
Эмпатия (умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства). Ободрение (способность мотивировать других людей). Преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы). |