Личность как социальный феномен - Cтыдом, страхом, виной как регуляторы человеческого поведения

Им разработана уровневая концепция морали и сознания, показывающая, как происходит интернализация социальных норм. Все поступки сопровождаются стыдом, страхом, виной — это регуляторы человеческого поведения, связанные с этикой, нормами.

Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социальной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ориентация на самооценку. Рассмотрим психологические механизмы действия этих чувств.

На одном полюсе - страх и мысль «Что со мной сделают» Другой полюс - чувство защищенности. Стыд - «Что обо мне подумают?» Другой полюс - гордость, честь, слава. Вина — «Что я сам о себе могу теперь думать?» Другой полюс - сознание своей правоты, своего достоинства. Допустим, страх сильнее стыда. Это разные ступени интернализации норм - от генетически запрограммированных реакций до индивидуальных: совести и морали. Моральная деградация возникает, когда страх подавляет стыд. Л. Кол берг утверждает: «Сущность любой морали состоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению правил..; одностороннее уважение порождает гетерономную мораль, в то время как взаим ное уважение приводит к возникновению автономной морали». Вершиной этой ступени является, по Колбергу, чувство справедливости, Рассмотрим ступени развития морали.

1.  (Страх) доморальный уровень. В основе — эгоизм ребенка, по слушание через страх — ребенок ориентируется на наказание или ребенок ориентируется на наслаждение (взаимная выгода).

2.  (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нор мы, правила. Основа — стыд (конформность), сохранение хороших отношений с другими, поддержание своего авторитета.

3. (Вина) автономная мораль. В основе — логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, индивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности — основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура стыда (Восток) и культура вины (Европа).