Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 11. Подражание. Имитационное научение. Инсайт

Вопрос 11. Подражание. Имитационное научение. Инсайт

1. Подражание

2. Имитационное научение

3. Инсайт

 

1.  Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение одним объектом движений, действий, поведения другого.

В развитии человека подражание является одним из главных путей усвоения опыта, особенно на ранних этапах развития. Подражание может осуществляться:

✓ непроизвольно;

✓ произвольно.

Подражание обладает двумя определяющими свойствами: подражание должно быть избирательным, т. е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий;

✓ способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание — это эффективный способ усвоения нового.

2.  Имитационное научение характерно тем, что способствует расширению и обогащению врожденных форм поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза^

Практически с рождения ребенок, даже не понимая этого, общается с другими людьми (с кормящей матерью, нянечкой и др.).

На данном этапе ребенок бессознательно копирует различные черты поведения окружающих людей. Яркий пример — усвоение за окружающими первых слов.

3.  Инсайт — высшая форма научения, основывающаяся на ранее полученном опыте при сходных обстоятельствах (генерирование самостоятельных решений на основе ранее полученного опыта). Подобное научение доступно только высшим животным и человеку. При возникновении проблемной ситуации человек сначала оценивает ее с точки зрения полученного ранее опыта и начинает действовать самостоятельно.