Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 17. Теории личности

Вопрос 17. Теории личности

1. Виды теорий

2. Теория черт Г. Оллпорта и Р. Кеттла

3. Теория социального научения

4. Интеракционистская концепция .Майшела

5. Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда

6. Теории гуманистической психологии

7. Теория деятельности

 

1. Выделяют следующие виды теорий личности: ✓ социодинамические, для которых основным вопросом является внешняя ситуация и не имеют значения внутренние свойства личности;

интеращионистские, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека;

экспериментальные, основанные на анализе фактов, полученных в процессе опыта, эксперимента;

неэкспериментальные, базой для которых послужили личные впечатления;

структурные, основной проблемой которых является определение структур личности;

динамические, в которых основной темой выступают преобразование, изменение в развитии личности.

2. Особенности теории черт заключаются в следующем:

✓ люди отличаются друг от друга по набору черт;

✓ описание целостной личности может быть реализовано на основе обследования ее с помощью тестов или другого метода. Р. Кеттел разработал 16-факторный личный опросник, содержащий более 100 вопросов, ответив на которые и подсчитав результат с использованием ключа, можно определить наиболее выраженные черты данной личности.

Наиболее характеризующими чертами личности признаются:

✓ уверенность — неуверенность;

✓ рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию;

✓ терпимость — нетерпимость;

✓ дружелюбие — агрессивность;

✓ добросердечие — злобность;

✓ реализм — аутизм;

✓ сила воли — безволие;

✓ добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность;

✓ последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность;

✓ общительность — замкнутость;

✓ активность — пассивность;

✓ честность — лживость;

✓ смелость — трусость;

✓ щедрость — скупость;

✓ независимость — зависимость и т. д.

Теория черт имеет следующие недостатки:

✓ выявляемый набор черт существенно зависит от качества исходного материала;

✓ на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека.

3.  Теория социального научения характеризуется следующим:

✓ основной характеристикой личности является поступок или ряд поступков;

✓ на поведение и поступки человека оказывают существенное влияние другие люди;

✓ основным механизмом приобретения человеком новых форм поведения является научение условнорефлекторным путем посредством наблюдения других и подражание;

✓ устойчивость человека как личности определяется частотой и постоянством одних и тех же "стимульных ситуаций".

4.  Согласно интеракционистской концепции У. Майшела, личностные факторы, определяющие поведение человека, делятся на следующие группы:

✓ способности человека — то, что человек может осуществить в данной обстановке без помощи и вне зависимости от ситуации;

✓ когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней;

✓ ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

Ценности — нечто представляющее для данного человека смысл.

Планы поведения — способы субъективной регуляции человека.

5.  По психоаналитической концепции 3. Фрейда структура личности состоит из таких компонентов как:

Оно — собственно бессознательное, унаследованное человеком как биологический опыт животных, либо как собственный неосознаваемый негативный опыт;

✓ Я — сознание, восприятие человеком своей личности;

Сверх-Я — представлено на двух предыдущих уровнях, все люди, с которыми человеку приходилось общаться в жизни, произведения литературы и искусства.

Все эмоциональные состояния человека порождены конфликтами между "Оно" и "Сверх-Я".

Чтобы противостоять данным состояниям. "Я" вырабатывает защитные механизмы:

✓ отрицание;

✓ подавление;

✓ рационализация;

✓ формирование реакции;

✓ проекция;

✓ интеллектуализация;

✓ замещение.

При отсутствии реакции на данные механизмы "оно" дает о себе знать в закодированной, символической форме:

✓ сновидения;

✓ описки;

✓ обмолвки;

✓ шутки;

✓ странности поведения;

✓ патологического отклонения.

6. Гуманистические теории построены на стремлении к пониманию того, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни.

Основной потребностью личности по гуманистическим теориям является самоактуализация — стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Психологические характеристики самоактуализируюшейся личности таковы:

✓ активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

✓ принятие себя и других людей такими, какие они есть;

✓ непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

✓ сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне;

✓ обладание чувством юмора;

✓ развитие творческих способностей;

✓ неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

✓ озабоченность благополучием других людей;

✓ способность к глубокому пониманию жизни;

✓ установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

способность смотреть на жизнь "открытыми глазами", оценивать ее беспристрастно;

непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее;

предпочтение в жизни новых путей;

умение полагаться на свой опыт, разум, чувства;

открытое и честное поведение во всех ситуациях;

готовность стать непопулярным, подвергнуться критике большинства за нетрадиционные взгляды;

способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.

7. Деятельностные теории характерны для отечественной психологии. А.Н. Леонтьев высказывал мнение, что основной внутренней характеристикой личности может явиться мотиваци- онная сфера и "личностный смысл", т. е. отношение целей деятельности человека к ее мотивам. Чем шире деятельность человека, тем богаче его личность.