Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 21. Научение как элемент восприятия

Вопрос 21. Научение как элемент восприятия

1. Понятие научения

2. Реактивное научение

3. Оперантное научение

4. Когнитивное научение

5. 1 Механизм научения

 

1. Научение — выработка новых форм реагирования на внешние воздействия, в связи с чем меняется значимость данного восприятия или возникает первичное восприятие.

Понятие научения заключает в себя: ✓ обучение — наличие обучающих форм; учение — наличие условий обучения.

Процессы, обеспечивающие научение таковы:

потребность к научению;

внимание:

•    произвольное;

•    непроизвольное;

восприятие;

память;

мышление;

соотношение сознательного и бессознательного;

автоматизация навыков.

2. Различают три группы способов поведения при научении:

реактивное;

оперантное;

когнитивное.

Реактивное поведение — проявляется в трансформации нейронных цепей и формировании новых следов памяти, организм реагирует пассивно. Выделяют следующие разновидности реактивного научения:

привыкание — отсутствие реакции на какой-либо повторяющийся внешний раздражитель за счет изменений на рецепторном уровне;

сенсибилизация — повторение стимула выражается в повышенной активизации организма, что приводит к большей чувствительности организма к данному стимулу;

импринтинг — наследственно запечатленное необратимое формирование определенной специфической формы реагирования:

условные рефлексы — механизм приспособления организма. Условные рефлексы образуются, когда действие любого фактора внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс, или предшествует ему; в результате фактор (ситуация), не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. становится условным (сигнальным) раздражителем.

3.  Оперантное поведение — выработка реакций, положительных для жизни организма, и удаление отрицательных реакций. Существует три вида оперантного научения:

✓ метод проб и ошибок;

✓ формирование автоматизированных реакций;

✓ подражание.

Метод проб и ошибок — вид научения, при котором посредством подбора человек находит верный способ преодоления препятствий, отказываясь от неверных способов.

Формирование автоматизированных реакций — создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап данного вида научения требует подкретения:

✓ положительного;

✓ отрицательного.

Подражание — научение посредством наблюдения и повторения действий. Различают следующие формы подражания:

✓ абсолютное подражание — повторение действий без понимания их значения;

викарное научение — подражание, в котором присутствует понимание.

4.  Когнитивное научение формируется у человека постепенно, по мере созревания нервной системы, что позволяет устанавливать связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоенных в прошлом опыте понятий.

Существуют следующие виды когнитивного научения:

✓ латентное научение;

✓ обучение сложным психомоторным навыкам;

✓ инсайт;

✓ научение путем рассуждений.

Латентное научение — выборка корректной реакции в результате аналитической обработки поступающей и имеющейся информации.

Обучение сложным психомоторным навыкам происходит в течение всей жизни человека и зависит от его индивидуальных психомоторных активностей.

Инсайт заключается в объединении всей информации, имеющейся в памяти человека и использовании ее в новом качестве.

Научение путем рассуждений — научение посредством мыслительного процесса.

5. Механизмами научения являются: длительная деполяризация мембран;

изменение активности кальциевых каналов.

На процесс научения огромное влияние оказывает:

возраст;

мотивация;

внимание;

память;

мышление;

индивидуальные способности и др.