Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 25. Речь. Мышление

Вопрос 25. Речь. Мышление

1. Понятие, виды и функции речи

2. Сигнальные системы

3. Мышление

 

1.               Речь — форма общения людей при помощи звуковых и зрительных знаков.

Речь бывает следующих видов:

сенсорная — способность к пониманию;

экспрессивная — способность к говорению. Речь выполняет следующие функции:

✓ коммуникативную;

✓ мнестическую (вербализации);

✓ регулирующую;

✓ мыслительную.

2.  Природа речи объясняется И.П. Павловым в его концепции о сигнальных системах действительности.

Павлов выделяет две сигнальные системы:

первая — условно-рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей;

вторая — реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, его обозначающим.

Выделяют следующие степени интеграции слова:

заменяет:

✓ обобщает результаты предыдущих степеней.

3. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.

Мышление включает в себя активную сторону познания, а именно:

внимание;

восприятие;

процесс ассоциаций;

образование понятий и суждений. Формирование мышления проходит следующие фазы:

построение сенсорных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности (до 2 лет);

мысленная активация сенсомоторных схем (3—7 лет);

способности:

•     к логическому рассуждению (8—10 лет);

•     формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез (11— 15 лет).

Восприятие, речь и мышление есть результаты взаимной работы обоих полушарий мозга.

Единицей мыслительного процесса является нейрональная активность.