Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 26. Темперамент

Вопрос 26. Темперамент

1. Понятие темперамента и характера человека

2. Типы темперамента

3. Типология Павлова

 

1.                 Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей, имеющая физиологическую основу в определенном типе высшей нервной деятельности.

Темперамент составляет основу развития характера человека — индивидуального склада личности, сформировавшейся под воздействием внешней среды, проявляющейся в общении, деятельности, типичных способах поведения.

Понятие темперамента было предложено древнегреческим врачом Гиппократом.

2.  Различают следующие типы темперамента:

✓ сангвинический — энергичный, настойчивый, решительный;

✓ флегматический - хладнокровный, медлительный;

✓ холерический - раздражительный, вспыльчивый;

меланхолический — унылый.

И.П. Павлов приводит следующую характеристику нервных процессов:

сила возбуждения — скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков;

сила торможения — полнота и скорость дифференцирования, угасания, запаздывания условных рефлексов и навыков;

уравновешенность нервных процессов — соотношение по силе возбуждения и торможения;

подвижность нервных процессов — скорость переделки отрицательных и положительных условных рефлексов.

Павлов выделшч четыре типа высшей нервной деятельности: живой — хорошая сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов;

спокойный — хорошая сила, уравновешенность, инертность нервных процессов;

безудержный — неуравновешенность нервных процессов, преобладание силы возбудительного процесса;

слабый — слабость нервных процессов, быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения. Данные четыре типа высшей нервной деятельности характерны как для человека, так и для животного, поскольку человек является существом более сложного устройства.

3. Павлов расширил типологию для человека и добавил следующие типы:

мыслительный — резкое преобладание второй сигнальной системы над первой, склонность к абстрактному, аналитическо- синтетическому мышлению;

художественный — преобладание второй сигнальной системы над первой, склонность к конкретному, предметному мышлению;

средний — относительная уравновешенность сигнальных систем с определенным преобладанием второй сигнальной системы над первой.