Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 30. Коммуникативная деятельность

Вопрос 30. Коммуникативная деятельность

1. Процесс коммуникативной деятельности

2. Структурные компоненты

3. Личностно-деятельный подход

4. Основные характеристики общения

 

1.  Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов), каждый из которых — это взаимодействие двух субъектов, наделенных способностями к инициативному общению.

Коммуникативная деятельность может быть:

социальной — может возникнуть в связи с конкретной ситуацией;

индивидуально-психологической — возникает как проявление индивидуально-личностных особенностей общающихся.

2.  Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

✓ предмет общения — это другой человек, партнер по общению

как субъект;

✓ потребность в общении — состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

✓ коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку. Две основные категории действий общения:

•    инициативные — субъект общения, который берет эту инициативу на себя, называется ''субъект-инициатор";

•    ответные — субъект общения, который принимает эту инициативу, называется субъект-партнер:

✓ задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

✓ средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

✓ продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

3.  Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней — как общение личности как субъекта- организатора:

с другим человеком — межличностный уровень коммуникативной деятельности:

с группой (коллективом) — личностно-групповой уровень;

с массой — личностно-массовый уровень.

Все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности — личностно-деятельностном.

Личностно-деятельный подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах:

монологической — преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта — организатора действий слушания у других субъектов — участников общения;

диалогической — субъекты взаимодействуют и взаимноактивны, взаи мной н ициати вн ы:

полилогической — организует многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

4.  Основными характеристиками общения являются:

✓ содержание. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

•     передача от человека к человеку информации;

•       восприятие партнера по общению;

•     оценка;

•     взаимовлияние;

•     управление групповой или массовой деятельностью и т. д.;

функция — различают четыре основные функции общения, такие как:

. информативная;

•    рекреационная;

•    когнитивная;

. объединяющая;

манера и стиль как внешние характеристики общения.