Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 31. Влияние общения на психологическое развитие

Вопрос 31. Влияние общения на психологическое развитие

1. Понятие и составляющие элементы общения

2. История развития средств коммуникации

3. Классификация

4. Общение и развитие человека

 

1.  В образе жизни живых существ присутствуют два типа контактов:

✓ деятельность — контакт с природой;

✓ общение — контакт с живыми существами. Общение делится на следующие составляющие:

содержание — информация, передающаяся от одного живого существа к другому;

цель — предмет, ради которого возникает общение;

средство — способ кодировки, передачи, хранения и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных процесса:

коммуникативный — состоит в обмене информацией между общающимися сторонами;

интерактивный — связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися партнерами;

перцептивный — организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

2.  В истории развития средств коммуникации можно выделить следующие основные периоды:

✓ довербальный — период развития пещерного человека, еще не владеющего речью. В этот период коммуникация осуществлялась с помошью звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков;

✓ устного общения — период становления членораздельного языка как основного средства коммуникации и передачи знаний;

появления и развития письменности как средства общения;

✓ современный — связан с появлением радио, телевидения, компьютерной сети, кино, системы мультимедиа.

3.  Общение можно разделить на следующие виды:

по содержанию:

•    материальное (обмен предметами); . когнитивное (обмен навыками);

. кондиционное (обмен состояниями);

•    мотивационное (обмен целями);

•   деятельностное (обмен действиями, умениями, навыками);

по целям:

•    биологическое, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма;

•    социальное, в ходе которого появляются, укрепляются, развиваются и поддерживаются общественные контакты;

по средствам общения:

•    непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов, имеющихся у индивида от природы;

•    опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией;

•    прямое — личный контакт между субъектами общения;

•    косвенное, осуществляющееся с помощью посредников. Кроме того, выделяют следующие виды общения:

деловое — выступает средством повышения качества деятельности;

личностное— сосредоточено на вопросах, волнующих личность;

инструментальное, не являющееся самоцелью, оно не стимулируется самостоятельной потребностью;

целевое, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности.

Важнейшими видами общения людей являются:

вербальное (с помощью слов);

невербальное (с помощью иных сигнальных систем).

4.  Различные виды общения влияют на развитие человека следующим образом:

✓ деловое — формирует и развивает способности, выступает средством приобретения знаний и умений;

✓ личностное — формирует в человеке личность, влияет на определенные черты характера, помогает поставить цель в жизни, утвердиться в моральных нормах;

материальное — помогает получать необходимые для жизни предметы;

когнитивное — выступает фактором интеллектуального развития;

мотивационное — служит для человека "подзарядкой";

деятельностное — совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида;

биологическое — служит самосохранению организма;

социальное — обслуживает социальные потребности людей;

непосредственное — необходимо человеку для дальнейшего обучения и воспитания, в результате врожденных средств и способов научения;

опосредованное — помогает в усвоении средств общения и совершенствованию на их базе способностей к самообразованию и самовоспитанию;

невербальное — позволяет психологически развиваться до начала использования речи;

вербальное — связано с усвоением речи, что является основой всего развития человека.