Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 34. Коммуникативная компетентность

Вопрос 34. Коммуникативная компетентность

1. Содержание коммуникативной деятельности

2. Источники

3. Соционормативный опыт

4. Принципы

5. Персонификация общения

 

 Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

✓ давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться — формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов партнера:

•    эмоционально-оценочных отношений к различным событиям;

•    отношения к форме общения;

•     

действия;

•     частоты коммуникативных контактов;

•     типа темперамента партнера;

•       его предметно-практических предпочтений;

•     эмоциональных оценок форм общения;

социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации;

осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

2.  Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:

соционормативный опыт народной культуры;

знание языков общения, используемых народной культурой;

опыт межличностного общения.

3.  Соционормативный опыт — это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.

Динамический аспект опыта составляют процессы:

✓ социализации — опыт включает нормы и ценности культуры; обеспечивает социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие;

✓ индивидуализации — основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

4.  В работах Г.А. Бернштам и М.М. Громыко, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социально- психологического тренинга, выявлены следующие принципы коммуникативного метода:

✓ целевой обусловленности — позволяет определить приоритеты коммуникативной реальности;

✓ индивидуализации — позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения;

✓ функциональности — осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности;

✓ ситуативности — требует учета коммуникативной реальности;

✓ актуальности — дает возможность личности соотносить свое состояние с характером ситуации.

5.  Личность становится персонифицированным субъектом общения, обладая определенным уровнем коммуникативной компетенции, самоуважения и самосознания.

Персонификация общения означает:

✓ искусство адаптации к ситуации и свободу действий;

✓ умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию;

✓ овладение кодом ситуативного общения;

✓ ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.