Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 35. Эмоционально-психологическая саморегуляция

Вопрос 35. Эмоционально-психологическая саморегуляция

1. Процесс эмоционально-психологической  саморегуляции

2. Перцептивные навыки личности

3. Экспрессивные навыки

 

1.  Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении:

✓ остро, активно реагировать на изменения обстановки общения;

✓ перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы:

длительная эмоциональная подготовка к обсуждению проблемы, глубокое овладение темой и материалом предстоящей ситуации общения;

✓ эмоционально-психологическая идентификация на стадии разработки модели своего поведения (действий) и программы предстоящего общения;

✓ оперативная эмоционально-психологическая перестройка в обстановке общения.

Эмоиионально-психологическая саморегуляция:

✓ органически связана с выразительностью;

✓ приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками.

2.  Перцептивные навыки личности проявляются в умении:

✓ управлять и организовывать свое восприятие;

✓ верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению;

✓ "считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению;

"вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда, жеста и т. д.;

определять тон общения;

устанавливать необходимый контакт;

по первому впечатлению прогнозировать "ход общения".

3. Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов.

Экспрессивные навыки личности проявляются как: культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз;

эмоционально-мимическое сопровождение высказывания;

речевой тон и речевая громкость.