Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 4. Человек как предмет познания

Вопрос 4. Человек как предмет познания

1. Древнейшие представления о душе

2. Психика, душа и ноосфера

3. Человек как субъект жизни

4. Человек и культура

 

1.  Психология как наука уходит своими корнями к идеям философии Древней Греции.

Становление знаний о психике человека основывалось на тезисах, согласно которым душа — это:

огненное начало, которое придает телу жизнь (Гераклит, Демокрит) ;

бессмертное начало — в данном качестве душа, способная к созерцанию идей, противопоставлена телу (пифагорейцы, Платон);

✓ способ организации живого тела и его поведения (Аристотель). Гиппократ выделил четыре типа темперамента:

✓ сангвиник;

✓ холерик;

✓ меланхолик;

✓ флегматик.

2.  Современные представления о душе, психике и ноосфере содержат следующие идеи и наблюдения:

✓ в развитии индивида основным принципом является принцип возрастания духовных ценностей (Вундт);

✓ "эго" есть пульсирующее поле взаимодействий с космосом (трансперсоналисты); мозг черпает энергию во Вселенной (В.Н. Пушкин); мозг выступает приемником информации как от органов чувств, так и из Космоса (Э. Ласко); вглядываясь больше в Космос замечается больше присутствия в нем психического начала (В.В. Розанов);

✓ психика "не ограничена пределами черепа", поскольку в ней отражен пронизывающий живую вселенную разум (Ст. Гроф, Дж.Дж. Томпсон);

✓ в мозге присутствуют отделы, выполняющие функцию приема и передачи впечапьчений (С. Крэнстон);

✓ в психическом пространстве существует ноосфера — одухотворенная оболочка земли (П. Тейяр де Шарден). О сходстве концепций ноосферы и коллективного бессознательного свидетельствует замена понятия "ноосфера" такими понятиям, как "социально-психологическая атмосфера", "климат коллектива".

3.  В психологии принято рассматривать человека как индивида и как личность, субъекта деятельности и индивидуальность.

В процессе развития общества М. Мид выделяет следующие типы культур:

ранние, традиционные — характеризуются относительной устойчивостью традиций в жизни одного человека, поколения людей;

более поздние — еще сохраняют принципы передачи культуры от старших поколений к младшим, но темп исторических изменений нарастает;

новое время — скорость исторических изменений такова, что опыт предыдущих поколений перестает быть нормой.

На самоопределение человека в жизни влияют следующие факторы:

✓ жизненная необходимость;

✓ социальная среда;

✓ внешняя ситуация.

Свобода человека понимается как возможность:

✓ принятия решений и выбора (Фромм);

✓ нахождения и реализации человеком смысла жизни (Франкл);

✓ осознания своих возможностей и изменения себя (Мэй).

4.  Культура — природа, созданная человеком.

Для формирования культур необходимо учитывать следующие факторы:

✓ специфические условия существования человека;

✓ способы добывания пищи;

✓ возможности взаимодействия с другими народами.

Понятие культуры включает в себя особые психологические качества, которые проявляются в:

✓ выборе способов деятельности; результатах деятельности.

Культура общества охватывает такие понятия, как:

✓ основные способы производства, которые приняты в данном обществе;

✓ социальные институты;

✓ религиозные верования;

✓ обычаи;

✓ традиции;

✓ стиль мышления;

✓ стереотипы межличностного поведения;

✓ особенности самовыражения;

✓ язык;

✓ средства передачи жизненного опыта через поколения.

Правила построения человеком своего поведения диктуются нормами:

✓ принятыми в обществе, в котором находится человек; родной культуры.

Символическую среду культуры составляют:

✓ язык;

✓ искусство;

✓ религии;

✓ наука;

✓ мифология;

✓ совместная производственная и бытовая деятельность людей.

Картина миравосприятие мира, общее для данного сообщества и обусловленное наличием:

✓ символов;

✓ индивидуумов, воспринимающих данные символы. Социальные формы, регулирующие человеческое взаимодействие, таковы:

✓ обычаи;

✓ схемы;

✓ сценарии; игры;

✓ ритуалы;

✓ слова;

✓ изобретения;

✓ сооружения и пр.

Менталитет людей, живущих в данном пространстве, раскрывает присущие им следующие характеристики:

✓ отношение к окружающему миру;

✓ специфику восприятия действительности.

Культура является продуктом человеческой деятельности, но каждый человек проходит период культурации, т. е. процесс вхождения в пространство культуры, свойственной обществу, в котором он находится.

Культурный шок характеризуется таким состоянием человека, при котором он не способен воспринимать:

✓ особенности чужой культуры;

✓ изменения в родной культуре.