Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 44. Характер

Вопрос 44. Характер

1. Понятие характера

2. Характер как черта личности

3. Формирование характера

 

1.  Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к:

другим людям;

выполняемой деятельности;

окружающей действительности. Характер проявляется в:

манере поведения, которая может быть: . деликатной;

. тактичной;

•     бесцеремонной; . вежливой;

•     грубой;

✓ способах реагирования на поступки других людей.

Характер определяет поступки, а не случайные реакции на вне- зап 11 ые раздражители.

Характер включает в себя следующие составляющие:

самостоятельность;

последовательность;

воля;

настойчивость;

целеустремленность;

упорство.

2.  Характер относится к инструментальным чертам личности. Черты личности делятся на:

✓ мотивационные — побуждают, направляют деятельность;

инструментальные — придают деятельности определенный стиль. В состав характера входят следующие черты личности:

определяющие поступки человека в выборе целей деятельности;

направленные на достижение поставленных целей;

связанные с темпераментом:

•     экстраверсия — интроверсия;

•     спокойствие — тревожность;

•       сдержанность — импульсивность;

•     перектючаемость — ригидность и пр.

3. Основную роль в формировании характера у ребенка играет его общение с окружающими людьми. Для становления характера особенно важными являются периоды с 2 до 3 и с 7 до 10 лет, т. к. в это время происходит наиболее активное общение с окружающим миром. В первый период (2—3 года) происходит массированное бессознательное восприятие информации извне и жизненного опыта, во второй (7—10 лет) — сознательное. В детском возрасте могут быть заложены следующие черты:

✓ доброта;

✓ общительность;

✓ отзывчивость;

✓ эгоистичность;

✓ черствость;

✓ безразличие к людям.

В раннем дошкольном возрасте складываются следующие качества в отношении к труду: трудолюбие;

✓ аккуратность;

✓ добросовестность;

✓ ответственность;

✓ настойчивость и пр.

В начальных классах формируются черты характера, проявляющиеся в отношении с людьми.

В подростковом возрасте развиваются волевые черты характера, в ранней юности — нравственные, мировоззренческие основы характера.