Общая психология. Конспект лекций - Мирошниченко И.В. - Вопрос 9. Особенности онтогенеза

Вопрос 9. Особенности онтогенеза

1. Онтогенез позвоночных

2. Продолжительность периода онтогенеза

3. Этапы зрелости позвоночных

 

1.   Процесс онтогенеза позвоночных включает этапы:

✓ эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения;

постэмбриональный (постнатальный) — включает периоды:

•   ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрело- рождающихся животных). Его окончание — созревание;

•    ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания;

•    полового созревания;

•    зрелости;

•    старческий.

2.  Продолжительность протекания того или иного периода онтогенеза у каждого вида позвоночных может быть различной.

В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза, что позволяет животным достичь высокого уровня психического развития путем:

облигатного научения (практика);

факультативного имитационного поведения (наблюдение) — помогает овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье.

Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.

3.  Детеныши позвоночных рождаются на разных этапах зрелости:

✓ зрелорожденными — с момента рождения способны к самостоятельному выполнению основных жизненных функций. Например, у турухтана (отряд кулики) вылупившиеся птенцы проявляют много признаков зрелорождения: в первые часы жизни они уже способны самостоятельно двигаться; формирование пшцедобыва- тельного поведения также проходит относительно быстро;

✓ незрел врожденным и — на протяжении определенного времени не могут выполнять основные функции и зависят от родительского ухода. Примером такой степени зрелости может служить новорожче 1111 ы й ч ej i о век.

Проявления зрелорожцения встречаются редко. Обычно наблюдаются переходные степени зрелости.

У незрелорождаюшихся животных и человека наблюдаются:

не вполне законченное развитие нервной системы, поэтому на врожденные формы поведения оказывает огромное влияние окружающая среда;

формирование поведения на основе соединения врожденных и приобретенных форм в соответствии с конкретными условиями среды;

✓ большая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды;

активное воздействие на окружающую среду на основе развития рецепторных систем, двигательной активности.