Вопрос 1. Предмет и методы психологии
1. Понятие психологии
2. Представления о методе в психологии
3. Понятия парадигмы Подходы.Описательная и объяснительная психология
1. Психология (греч. психо — душа; древнегреч. — мысль, причина; логос — наука, учение) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного. Задачи психологии".
✓ описание и оценка человеческой деятельности с точки зрения внутренней организации;
✓ выработка правил и норм, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.
Применительно к психологии различают методологию:
✓ философскую;
✓ общенаучную;
✓ конк реп ю-н аучную.
Философская методология — это учение о законах природы, общества и мышления, определяющее наиболее общие позиции применимо к действительности.
В философской методологии выделяют два метода'.
✓ диалектический — предполагает представление о качественных этапах развития, опирается на анализ противоречий;
✓ метафизический — исходит из количественного понимания развития.
Философская методология существует не как система жестких норм и указаний, а как основные ориентиры деятельности. На этом уровне также рассматриваются общие формы научного мышления:
✓ естественнонаучный;
✓ гуманитарный и др.
Общенаучная методология — наука, разрабатывающая универ- сатьные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые с широким кругом наук.
К этому уровню относятся:
✓ концепция системного научного анализа;
✓ структурно-уровневый подход;
✓ кибернетические принципы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются'.
✓ общие проблемы построения научного исследования;
✓ способы осуществления эмпирической и теоретической деятельности ученого, общие проблемы построения, в частности:
• эксперимента;
• наблюдения;
. моделирования.
Конкретно-научная методология разрабатывает пути решения тех же проблем в рамках одной конкретной науки. При этом выделяют системы знаний, создаваемые научными школами. Школы различаются объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы.
2. Метод — это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии — психической). По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Понятия метода и методики следует различать. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование — метод, конкретный тест — методика.
В психологии в качестве главного метода изучения выделяют'.
✓ интроспекцию — т. е. наблюдение за содержанием и актами собственного сознания (Локк, Декарт, Вундт, Титченер, Брентано, Челпанов и др.). Вундт соединил интроспекцию с экспериментом. Метод интроспекции называют субъективным методом;
✓ объективный — т. е. естественнонаучный, позволяющий изучать то, что наблюдаемо (Бехтерев, Уотсон, Корнилов, Толмен, Скиннер и др.);
✓ понимание другого человека (Дильтей, Шпрангер и др.);
✓ эксперимент (сторонники экспериментальной психологии);
✓ эмпатическое слушание другого человека и диааог (Роджерс и др.).
Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя.
По мнению иных исследователей:
✓ психология не имеет своего метода, так как не является наукой в полном смысле этого слова (Кант и др.);
✓ познание психики возможно только через изучение деятельности и поведения человека, т. е. опосредованно (Рубинштейн и его ученики).
По мнению С.Л. Рубинштейна, показания нашего сознания не всегда достоверны. Ученый постулирует взаимосвязь внутренних и внешних проявлений психики, единства сознания и деятельности. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру. В этом, по мнению Рубинштейна, суть природы психологического познания. Однако взаимосвязь внутренних и внешних проявлений психики человека не зеркальна. Эту взаимосвязь необходимо установить специальными методами. Таким образом, психологическое познание— это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека. Оно изучает не только механизмы психики, но и ее конкретное содержание. Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя.
Методология определяет парадигму познания в психологии:
✓ естественнонаучную;
✓ гуманитарную.
3. Парадигма — это методологическая установка исследователя.
Естественнонаучная парадигма ориентирована на выявление закономерностей и законов путем внешнего наблюдения и эксперимента. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов.
Гуманитарная парадигма ориентирована на познание человека не как объекта, а как субъекта, т. е. признание его уникальности, неповторимости и абсолютной ценности. Гуманитарная парадигма в науке исходит из принципа единства истины и ценностей, научности и нравственности.
С данными парадигмами тесно связаны номотетический и идиографический подходы к психологическому исследованию. Первый подход ориентирован на выявление наиболее распространенных явлений, а второй — на изучение своеобразия от-
дельных явлений. При номотетическом подходе исследуемый является одним из многих, а при идиографическом — представляет самоценность. Номотетический подход опирается на статистику, идиографический — на описание уникального случая. Один пытается объяснить, другой — понять. С номотетическим и идиографическим подходами связано деление науки психологии на объяснительную и описательную, т. е. либо направленную на поиски причин того или иного явления, либо — на понимание того или иного явления психической жизни человека в его целостном проявлении.
В настоящее время наблюдается сближение различных подходов к психологическому исследованию.