Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - "Вопрос

1"/>

Вопрос 3. Обзор методов психологической диагностики1

1. Диагностика психического развития

2. Психологические тесты и тестирование

3. Многообразие психологических тестов

4. Опроси ши

 

Л. Диагностика психического развития представляет собой обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных

черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т.д.. Существенное значение для диагностики имеет история развития обследуемого (анамнез). Процедура диагностики состоит из двух этапов:

сбора психодиагностической информации — выделяют два способа получения информации:

•     краткое, более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов):

•     длительное изучение человека в условиях учебно-воспита- тельного или лечебного учреждения;

постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Краткое исследование делится на два вида:

психологическое тестирование— при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития;

комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже) — при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.

Диагноз как основная цель диагностики может устанавливаться на разных уровнях:

высший — уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека;

первый - симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов;

второй - этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.

На современном этапе психолог часто вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня.

О психологической диагностике и ее методах чаще всего говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основными методами диагностики выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются соответственно тесты и опросники.

2.  Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога осуществляет определенную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картинкам и др.), на основании результатов которой психолог делает те или иные выводы (о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств и т.д.). Результаты различных испытуемых позволяет сопоставлять стандартизация. Различают две формы стандартизации:

тестов — речь идет о единообразии применения:

•    наборов материала, с которыми работает испытуемый;

•    процедуры предъявления заданий. В некоторых случаях психолог обладает некоторой степенью свободы, позволяющей ему задать дополнительный вопрос, по своему усмотрению построить беседу по поводу материала и т. д.;

•    процедуры оценки результатов и т. д.;

шкалы оценок — данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специааьно разработанной и обоснованной шкалой оценок. То есть первичные данные не являются окончательными.

Тестирование используется:

при выборе профессиональной ориентации;

профессиональном отборе;

изучении уровня усвоения знаний;

оказании психологической помощи;

определении уровня индивидуального развития.

Тесты весьма разнообразны. Существует множество оснований для их классификации. Б.Г. Ананьев различает следующие тесты:

стандартизированные— ориентированные на выявление оценочных показателей;

проективные — определение качественных показателей.

3.   Среди стандартизированных тестов можно выделить тесты:

интеллекта — направлены на выявление индивидуальных особенностей, которые имеют отношение к познавательной сфере человека, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию. Существуют типы данных тестов:

•    комплексные, диагностирующие различные стороны интеллекта и позволяющие вынести общий диагноз;

•    отдельных сторон интеллекта (тесты памяти, тесты вербального мышления, тесты логического мышления и др.);

✓  достижений — ориентированы на оценку конкретных достижений в связи с программами подготовки:

•     способностей;

•     умений;

•     навыков;

•              знаний;

✓  специальных способностей— соотносящиеся с конкретными видами деятельности и направленные на диагностику тех характеристик, которые обеспечивают эффективность в той или иной области (музыкальные, математические, моторные, технические и др. способности). О специальных способностях говорят по-разному.

. как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности — способности в области восприятия; мнестические способности — способности в области памяти и др.);

•     как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические способности, художественные способности и т.д.);

✓  креативности — предназначены для измерения творческих способностей. В основу кладется диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи. Эти тесты построены как система заданий, в которых требуется следующее:

•     произвести преобразование ситуации;

•              модифицировать способ обращения с объектом;

•              осуществить необходимую интерпретацию.

Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что личность воплощается в следующих разнообразных проявлениях индивида:

✓  скрытые, неосознаваемые побуждения;

✓  стремления;

✓  конфликты;

✓  переживания.

Проективные тесты предполагают создание для исследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, естественно, в рамках инструкции (очень общей). Особенностью работы с проективными методами является интерпретация их результатов.

Существует несколько классификаций проективных тестов (Л.Ф. Бурлачук)1:

конститутивные— содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование;

конструктивные— предполагают создание (конструирование) целого из отдельных деталей;

интерпретативные — предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений;

катартические — предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях;

экспрессивные— предполагают рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему;

импрессивные — требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим;

аддитивные — предполагают завершение фразы, рассказа и др.

4. Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться.

По степени открытости тип опросника может быть:

открытый — ответы даются в свободной форме;

закрытый — ответы выбираются из вариантов, предложенных в опроснике.

Различают опросники:

анкеты — предполагают получение информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть опросники:

•    биографические;

•    интересов и установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку — отношение к определенной социальной группе, относятся к опросникам-анкетам);

личностные— предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:

. типологические — разрабатывают на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к разным типам. Типы отличаются качественными своеобразными проявлениями;

• черт личности, измеряющие выраженность черт. Черта личности — устойчивый личностный признак. По-другому эти опросники называются многофакторными (например 16- факторный опросник Кеттелла). Под фактором подразумевается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик того же порядка.

Выделяют также опросники:

✓  мотивов;

✓  ценностей;

✓ установок;

✓  интересов.