1"/>
Вопрос 3. Обзор методов психологической диагностики1
1. Диагностика психического развития |
2. Психологические тесты и тестирование |
3. Многообразие психологических тестов |
4. Опроси ши |
Л. Диагностика психического развития представляет собой обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных
черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т.д.. Существенное значение для диагностики имеет история развития обследуемого (анамнез). Процедура диагностики состоит из двух этапов:
✓ сбора психодиагностической информации — выделяют два способа получения информации:
• краткое, более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов):
• длительное изучение человека в условиях учебно-воспита- тельного или лечебного учреждения;
✓ постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Краткое исследование делится на два вида:
✓ психологическое тестирование— при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития;
✓ комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже) — при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Диагноз как основная цель диагностики может устанавливаться на разных уровнях:
✓ высший — уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека;
✓ первый - симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов;
✓ второй - этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.
На современном этапе психолог часто вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня.
О психологической диагностике и ее методах чаще всего говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основными методами диагностики выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются соответственно тесты и опросники.
2. Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога осуществляет определенную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картинкам и др.), на основании результатов которой психолог делает те или иные выводы (о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств и т.д.). Результаты различных испытуемых позволяет сопоставлять стандартизация. Различают две формы стандартизации:
✓ тестов — речь идет о единообразии применения:
• наборов материала, с которыми работает испытуемый;
• процедуры предъявления заданий. В некоторых случаях психолог обладает некоторой степенью свободы, позволяющей ему задать дополнительный вопрос, по своему усмотрению построить беседу по поводу материала и т. д.;
• процедуры оценки результатов и т. д.;
✓ шкалы оценок — данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специааьно разработанной и обоснованной шкалой оценок. То есть первичные данные не являются окончательными.
Тестирование используется:
✓ при выборе профессиональной ориентации;
✓ профессиональном отборе;
✓ изучении уровня усвоения знаний;
✓ оказании психологической помощи;
✓ определении уровня индивидуального развития.
Тесты весьма разнообразны. Существует множество оснований для их классификации. Б.Г. Ананьев различает следующие тесты:
✓ стандартизированные— ориентированные на выявление оценочных показателей;
✓ проективные — определение качественных показателей.
3. Среди стандартизированных тестов можно выделить тесты:
✓ интеллекта — направлены на выявление индивидуальных особенностей, которые имеют отношение к познавательной сфере человека, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию. Существуют типы данных тестов:
• комплексные, диагностирующие различные стороны интеллекта и позволяющие вынести общий диагноз;
• отдельных сторон интеллекта (тесты памяти, тесты вербального мышления, тесты логического мышления и др.);
✓ достижений — ориентированы на оценку конкретных достижений в связи с программами подготовки:
• способностей;
• умений;
• навыков;
• знаний;
✓ специальных способностей— соотносящиеся с конкретными видами деятельности и направленные на диагностику тех характеристик, которые обеспечивают эффективность в той или иной области (музыкальные, математические, моторные, технические и др. способности). О специальных способностях говорят по-разному.
. как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности — способности в области восприятия; мнестические способности — способности в области памяти и др.);
• как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические способности, художественные способности и т.д.);
✓ креативности — предназначены для измерения творческих способностей. В основу кладется диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи. Эти тесты построены как система заданий, в которых требуется следующее:
• произвести преобразование ситуации;
• модифицировать способ обращения с объектом;
• осуществить необходимую интерпретацию.
Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что личность воплощается в следующих разнообразных проявлениях индивида:
✓ скрытые, неосознаваемые побуждения;
✓ стремления;
✓ конфликты;
✓ переживания.
Проективные тесты предполагают создание для исследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, естественно, в рамках инструкции (очень общей). Особенностью работы с проективными методами является интерпретация их результатов.
Существует несколько классификаций проективных тестов (Л.Ф. Бурлачук)1:
✓ конститутивные— содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование;
✓ конструктивные— предполагают создание (конструирование) целого из отдельных деталей;
✓ интерпретативные — предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений;
✓ катартические — предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях;
✓ экспрессивные— предполагают рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему;
✓ импрессивные — требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим;
✓ аддитивные — предполагают завершение фразы, рассказа и др.
4. Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться.
По степени открытости тип опросника может быть:
✓ открытый — ответы даются в свободной форме;
✓ закрытый — ответы выбираются из вариантов, предложенных в опроснике.
Различают опросники:
✓ анкеты — предполагают получение информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть опросники:
• биографические;
• интересов и установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку — отношение к определенной социальной группе, относятся к опросникам-анкетам);
✓ личностные— предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
. типологические — разрабатывают на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к разным типам. Типы отличаются качественными своеобразными проявлениями;
• черт личности, измеряющие выраженность черт. Черта личности — устойчивый личностный признак. По-другому эти опросники называются многофакторными (например 16- факторный опросник Кеттелла). Под фактором подразумевается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик того же порядка.
Выделяют также опросники:
✓ мотивов;
✓ ценностей;
✓ установок;
✓ интересов.