Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 50. Учение о сознании

Вопрос 50. Учение о сознании

1. Основные положения А.Н. Леонтьева - о природе сознания

2. Структура сознания (по В.Л. Зинченко,

3. Соотношение сознания

и мотивов (по А.Н. Леонтьеву,

 

1. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включены:

он сам;

его действия;

состояния.

Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву, включает:

чувственную ткань — образует чувственный состав конкретных образов реальности. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное поле и объект его деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Образы эти различаются:

•     по модальности;

•     чувственному тону;

•     степени ясности;

. большей или меньшей устойчивости и т. д.;

значения преломляют мир в сознании человека. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т. е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же "не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними. Следует различать осознаваемое значение:

•     общественное;

•     для субъекта— в последнем случае говорят о личностном смысле;

личностные смыслы - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений, личностные смыслы имеют психологическую обусловленность.

Сознание человека, как и сама его деятельность, не является неким слагаемым входящих в него частей, т. е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его единиц, а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

2.  Идеи А.Н. Леонтьева о структуре сознания были развиты в отечественной психологии его учеником В.П. Зинченко, который выделяет три слоя сознания:

✓  бытийный (или бытийно-деятельностный) — включает чувственную ткань: образа; биодинамическую;

рефлексивный (или рефлексивно-созерцательный) — состоит их

. значений;

• смыслов;

✓  духовный.

Понятия, введенные в психологию сознания В.П. Зинченко:

✓  биодинамическая ткань — это наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин "ткань" в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия;

✓  духовный слой сознания в структуре сознания играет ведущую роль, одушевляя и воодушевляя бытийный и рефлексивный слой. В духовном слое сознания человеческую субъективность представляет "Я" в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое сознания выступает другой или, точнее, "Ты". Духовный слой сознания конструируется отношениями "Я — Ты" и формируется раньше или как минимум одновременно с бытийным и рефлексивным слоями.

3.   А.Н. Леонтьев выдвинул следующую концепцию соотношения сознания и мотивов".

✓ мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т. е. все мотивы можно разбить на два больших класса: осознаваемые; неосознаваемые;

✓  осознание мотивов — это особая деятельность, особая внутренняя работа;

неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особых формах — в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции — это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные. Личностный смысл — это субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего.

мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются в ситуациях конфликта мотивов.