Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 9. Методологическая концепция науки Томаса Куна

Вопрос 9. Методологическая концепция науки Томаса Куна

1. Понятие парадигмы

2. Стадии развития науки

3. Критика логического позитивизма. Научный прогресс

 

1.  Томас Кун— американский философ и историк науки. Свою концепцию истории науки изложил в труде "Структура научных революций". Парадигма— понятие, введенное Куном, - признанную всеми модель постановки исследовательских проблем и методов их решения. Парадигма — это то, что объединяет научное сообщество. Этот термин более широкий, чем теория. Он включает в себя по крайней мере три элемента.

понятия;

свяжи между ними (пространство, время, интервал);

процедуры (методы решения задач, проведения экспериментов, даже допустимые степени погрешностей).

2.  Согласно концепции Куна можно выделить следующие стадии развития научного знания:

преднаучная — это допарадигмальный период (до XVII в.), для него свойственно наличие множества научных школ (аристотелевская, атомистская и пр.), в которых ведутся дебаты, но это не приводит к прогрессу в науке;

на второй стадии идеи какой-нибудь одной школы оказываются эмпирически успешными, эти идеи становятся парадигмой, и преднаучная школа становится "нормальной наукой" (конкурирующие школы при этом отмирают). Это период спокойного, накопительного развития науки. Задача "нормальной науки" — скорее решение головоломок, а не проблем (отличительной особенностью головоломки является то, что заранее известно, что решение есть, и распутывание ее показывает степень владения человеком методами ее решений). Если парадигма не в состоянии предсказать какое-то явление, то это испытание для мастерства ученого, а не для парадигмы;

"научная революция". В ее процессе формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду "нормальной науки". Сам этот переход (научная революция) носит скачкообразный иррациональный характер, не поддающийся логическому объяснению. В выборе парадигмы нет инстанции более высокой, чем согласие сообщества (это очень сходно с тем, что происходит при политических революциях). Новая парадигма окончательно устанавливается с физическим исчезновением ученых старого поколения — сторонников старой парадигмы.

Переворот в представлениях в ходе развития науки схож с психологическим явлением "переключения гештальта" (гештальт — целостность). При смене парадигмы изменяется линия демаркации науки и ненауки. Переписывается даже история науки.

3. По мнению Куна, фактов, независимых от теории, не существует, поэтому неопозитивизм (логический позитивизм) с его протокольными предложениями несостоятелен. На одном и том же наборе данных можно возвести более чем один теоретический конструкт. Ученый смотрит сквозь очки парадигмы: "там, где один видит кролика, другой — утку". Научный прогресс существует только в рамках одной парадигмы, в период "нормальной науки".

Периоды "нормальной науки", разделенные научными революциями, по существу не связаны друг с другом.