Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 10. Концепция методологического анархизма Пола Фейерабенда

Вопрос 10. Концепция методологического анархизма Пола Фейерабенда

1. Критика Поппера. Методологическая анархия

2. Пролиферация научного знания. Критика доминирующей роли науки в современном обществе

3. Экология культуры

 

1.                 Пол Фейерабенд (1924—1994) — американский философ, сторонник плюрализма в методологии познания. Он подверг критике принцип фальсифицирования Поппера. Строгое выполнение этого принципа, считает он, фактически уничтожает науку. Для зрелой науки характерны плюрализм гипотез, "метод ojiогическая a11архия".

Фейерабенд выдвинул свою методологию, рекомендующую в качестве основного принципа поведения научного сообщества - методологическую анархию как принцип, не препятствующий прогрессу, принцип, когда "допустимо все". По его убеждению нельзя отвергать никакие гипотезы вплоть до самых фантастических. Многие научные открытия делались не по правилам, а вопреки им. Фейерабенд в своем анархизме последователен. Он стирает границу между научным и ненаучным знанием: изыскания алхимиков, астрологические прогнозы, мифологические представления — все может пригодиться.

2.  Пролиферация научного знания — веерное разрастание научных гипотез. Если появляется некоторая концепция в науке (пусть даже все факты за нее), немедленно надо выдвинуть несколько альтернативных, в том числе и противоположную.

По Фейерабенду, наука гораздо ближе к мифу, чем допускает философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми. Поэтому нет никаких причин отдавать ей предпочтение. Наука тесно связана с государством: на развитие научных идей расходуются громадные средства. В школах изучение почти всех областей науки является обязательным. Сегодня физика, астрономия, история не могут быть заменены на астрологию, натуральную магию или легенды. Такая ориентация образования, по мнению Фейерабенда, несовместима с позицией гуманизма. Она вступает в противоречие с бережным отношением к индивидуальности.

Наука в настоящее время занимает место религии в средние века. Ученые и философы науки выступают единым фронтом, как до них это делали представители церкви: истинно только учение церкви, все остальное — языческая бессмыслица. Определенные церковные методы дискуссии (или внушения) ныне нашли себе новое прибежище в науке.

Поэтому отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки — этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматичного религиозного института.

3. Экология культуры, которая предполагает предоставление всем традициям равных возможностей, по мнению Фейерабенда, необходима. То, каким предметам учить в школе, должно решаться в соответствии с принципами демократии — волеизъявлением народа. Здесь, как считает Фейерабенд, должен применяться тот же принцип, что и в судах присяжных: человек, не искушенный в законах, тем не менее может участвовать в судебном заседании. Почему не решать также и научные вопросы? Ведь каждый обычный человек в течение нескольких недель способен усвоить знания, необходимые для понимания и критики определенных научных высказываний.