Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 11. Основные идеи и положения диалектического материализма

Вопрос 11. Основные идеи и положения диалектического материализма

1. Диалектический материализм и диалектика

2. Основной вопрос философии

3. Законы диалектического развития

4. Гносеологические взгляды Маркса и Энгельса

 

1. К. Маркс и Ф. Энгельс известны как создатели диалектического материализма, идейным источником которого послужили философские системы:

Гегеля— наиболее ценным в данной философии Маркс и Энгельс сочли диалектический метод. Но, будучи идеалистом, Гегель, по мнению этих философов, все "поставил с ног на голову": для него человеческие мысли были не отражением действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и процессы являлись лишь воплощением абсолютной идеи;

Фейербаха— оказала большое влияние на Маркса и Энгельса, но, по их мнению, критикуя Гегеля, Фейербах "выплеснул

вместе с грязной водой и ребенка": не усмотрел в его философии рационального зерна — диалектики.

Диалектика — учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления (не рассматривающее особенности каждого специального процесса).

Принцип атрибутивности движения материи — движение есть форма существования материи, ее неотъемлемое свойство. Объективной формой существования материи являются:

пространство;

время.

С точки зрения диалектического материализма (в отличие от метафизики) мир представляется находящимся в непрерывном развитии и самоизменении. Поэтому онтология диалектического материализма не может быть ничем иным как наукой о развитии. По определению Ф. Энгельса, диалектика есть наука "об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления". Диалектика выступает как:

логика — изучает законы и формы движения мышления к новым результатам;

теория познания, методология науки ~ открывает всеобщий метод научного познания — метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2.  Маркс и Энгельс основной вопрос философии об отношении сознания к бытию решают с материалистических позиций: в мире существует материя и ничего, кроме материи. Материя первична, сознание вторично — "бытие определяет сознание".

3.  Законы диалектического развития формулируются так:

борьба и единство противоположностей. Движение, по мнению Энгельса, уже само по себе есть противоречие. Постоянное возникновение и снятие противоречия и есть движение. "Метафизически мыслящий рассудок не в состоянии перейти от идеи покоя к идее движения", — писал Энгельс в "Анти-Дюринг";

переход количественных изменений в качественные — согласно данному закону изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Энгельс приводит примеры выполнения закона.

•     изменение агрегатных состояний воды при нагревании;

•     гомологические ряды соединений углерода;

отрицание отрицания — согласно этом) утверждению развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из стадий".

•     исходное состояние объекта;

•     его превращение в свою противоположность (отрицание);

•     превращение этой противоположности в свою противоположность, т. е. возвращение в исходное состояние, но на более высоком уровне.

Развитие идет как бы по спирали. Например, развитие философского мышления: в античной философии присутствовал стихийный материализм. В ходе развития старый материализм подвергся отрицанию со стороны идеализма. Но в дальнейшем развитии философии идеализм тоже оказался несостоятельным и подвергся отрицанию со стороны современного материализма. Современный материализм — отрицание отрицания — представляет собой не простое восстановление старого материализма, ибо к непреходящим основам последнего он присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания, как и самой этой двухты- сячелетней истории. Это вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках.

Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует свой особый вид отрицания, предполагающий дальнейшее развитие.