Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 12. Кризис в психологии. Кризис и практическая психология

Вопрос 12. Кризис в психологии. Кризис и практическая психология

1. Выготский о кризисе в психологии и его   причинах

2. Симптомы кризисного состояния(по А. В. Юревичу)

3. Кризис и практическая психология

 

1.                 Кризис в современной психологии является следствием разрыва теории и практики, возникновения противоречий в принципах разных направлений в психологии.

В качестве причины такого кризиса JI.C. Выготский называет отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ науки. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией.

2.  Симптомы кризисного состояния, по Юревичу, таковы'.

✓  отсутствие единой теории;

✓ разобщенность на психологические "империи", такие как ког- нитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т. п., каждая из которых живет по своим собственным законам;

✓  отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;

✓  некумулятивность знания; объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;

✓ раскол между исследовательской и практической психологией;

✓ расщепленность целостной личности на ведущие какое-то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;

✓  существование всевозможных "параллелизмов": психофизического, психофизиологического, психосоциатьного, которые психология осознает как неразрешимые по Т. Куну "головоломки";

✓  противоречие между накопленным огромным фактическим материалом и неразработанностью теории и методологии (А.Н. Леонтьев);

✓  раскол между "естественнонаучной" и "понимающей" ("объяснительной" и "описательной") психологией (Л.С. Выготский).

3. Связь кризиса и практической психологии отражены в следующих положениях.

✓  кризис теории психологии, наличие разнообразных направлений и школ приводят к большим затруднениям в практических исследованиях и приложениях психологии. Одни и те же экспериментальные факты в интерпретации различных теорий имеют противоположные трактовки. И это не способствует прогрессу науки;

✓  отсутствует единая теоретическая основа для деятельности практических психологов, когда она, безусловно, необходима (см. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса);

✓  как результат — ориентировка зарубежных психологических школ (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология и т. п.) на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведение, гештальт, знания и т. п.);

✓  "человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односторонних интерпретации и пониманий"1.