Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 14. Общая психология и роль аналитического метода в ее построении

Вопрос 14. Общая психология и роль аналитического метода в ее построении

1. Общая психология с позиции Л. С. Выготского

2. Классическая психология и ее принципы

3. Построение общепсихологической теории

4. Метод анализа

 

1. Общая психология, по мнению J1.C. Выготского, исследует наиболее общие закономерности психической реальности; "относится к теориям, законам, гипотезам, методам частных наук

так, как частная наука относится к фактам действительности, которые она изучает"1. Обшая наука служит цели интеграции частных наук, так как выдвигает наиболее обшее понятие ("первичную абстракцию") и объяснительный принцип исследуемой реальности.

Проанализировав психологию 20-х гг. XX века, Выготский подытожил: психология нуждается в согласовании разносортных фактов. С его точки зрения, ей необходимо'.

✓  привести в систему разрозненные законы;

✓  осмыслить и проверить результаты;

✓  прочистить методы и основные понятия;

✓  заложить фундаментальные принципы;

✓  свести начало и концы знания.

Такая работа по замыслу Выготского могла быть проделана только обшей психологией. Сам Выготский считал себя истинным марксистом, а метод диалектики — единственно правильным. Единство, по его мнению, может быть достигнуто путем подчинения, путем иерархизации различных дисциплин в рамках одной науки. "Это единство определяет роль, смысл, значение каждой отдельной области, т. е. определяет не только содержание, но и способ объяснения, главнейшее обобщение, которое в развитии науки станет со временем объяснительным принципом".

2. В начале XX в. в психологии появилось много новых научных концепций и теорий. Все многообразие и несовместимость этих течений и породили кризис в науке.

Классическая психология изучала сознание человека, опираясь на следующие методологические принципы:

✓ разделение внешнего мира и внутреннего. Внешний мир — объективный, внутренний — субъективный;

✓  субъективный внутренний мир непосредственно открывается с помощью интроспекции, а значит, является подотчетным;

✓  отождествление психики с сознанием;

✓  психика формируется в результате индивидуального опыта;

✓  элементаризм — сложность сознания объясняется работой механизмов апперцепции и ассоциации;

✓  психика изучается теми же способами, что и естествознание.

Jl.С. Выготский сделал вывод, что каждая из крупнейших психологических школ имеет тенденцию превратиться в общую психологию и подчинить себе все остальные направления. Каждая из них выдвинула свое представление о предмете психологии и свой объяснительный пришит: рефлексология — поведение и рефлекс;

✓ психоанализ — бессознательное и сексуальность;

✓ гештальтпсихология — гештальт и изначальная целостность и т. п. По мнению Л.С. Выготского, кризис психологии как науки состоит не в сосуществовании многих психологий, а в противостоянии двух типов науки — естественнонаучной (материалистической) и спиритуалистической.

К похожим выводам пришел М.Г. Ярошевский на основе анализа истории психологии1. Им был выделен ряд категорий психического, являющихся "отражением наиболее общих свойств психической деятельности":

образа — гештальт;

мотива — психоанализ;

действия — психология деятельности;

отношения — французская социологическая школа;

личности — экзистенциальная психология.

Кризис психологических школ, по М.Г. Ярошевскому, обусловлен тем, что каждая из школ выбирала в качестве предмета исследования только одну из категорий и игнорировала остальные. Школы, "опиравшиеся на разные основания", тем самым не могли "понять" друг друга, ведь разные базовые категории означают построение разных предметов и способов интерпретации фактов.

3. Для психологии остается актуальным вопрос о построении:

✓ общепсихологической теории;

✓ методологии;

✓ единого предмета;

✓ объяснительного принципа.

Выготский дает лишь некоторые указания для формирования обшей науки, предлагая "вскрыть сущность данной области явлений, законов их изменения, качественную и количественную

характеристику, их причинность создать свойственные им категории и понятия".

Стать общей наукой может дисциплина, которая:

относится к частными направлениям так, как те относятся к фактам действительности, которую изучают;

выдвигает объяснительный принцип исходя из познания сущности данной области явлений, который обеспечит частным направлениям выход из методологического и теоретического тупика и поможет разрешить проблемы, оставаясь в рамках частной дисциплины разрешить которые невозможно;

изначально ставит методологию "во главу угла".

Только такая дисциплина может "рассчитывать" на то, что другие направления психологии признают ее верховенство.

4. Метод анализа в естественных науках и в каузальной психологии состоит в изучении одного явления, типичного представителя целого ряда, и выведении отсюда положения обо всем ряде. Выготский подразумевал анализ частного случая. Задачей метода является проникновение в сущность явлений. Анализ предполагает совершение "мысленного и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)".