Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 2. Методы психологического исследования

Вопрос 2. Методы психологического исследования

1. Стадии исследования

2. Формулировка проблемы

Формулировка гипотезы и ее проверка

4. Эксперимент в психологии

 

1.  В процессе психологического исследования выделяют стадии:

✓ формулировка проблемы;

✓  выдвижение гипотезы;

✓  проверка гипотезы;

✓  интерпретация результатов.

Методы психологии связаны с третьим пунктом', осуществление проверки гипотезы предполагает организацию особого взаимодействия психолога с изучаемым объектом.

2.  Проблема — обычно это вопрос, на который требуется найти ответ. Чаще всего это вопрос о причинах явления, о детерминантах существования или специфики явления. Проблемы могут быть также связаны не с отношениями, а с фактом существования объекта или его особенностей. Проблемы вытекают из практики в связи с необходимостью:

✓ решить прикладную задачу;

✓  вывести из тупика теорию.

Некоторые проблемы остаются нерешенными и объявляются:

✓  вечно актуальными;

✓  псевдопроблемами.

Проблемы бывают разных уровней. Они соотносятся:

с основными положениями теории;

частными аспектами теории;

прикладными задачами.

При всей абстрактности постановки проблемы ученый всегда зависит от сложившихся теоретических представлений.

3. Гипотеза — наиболее вероятный ответ на поставленный вопрос с точки зрения теории, в которой работает ученый. Основное требование к гипотезе — ее проверяемость. Проверить на истинность можно только конкретное утверждение, поэтому гипотеза всегда конкретна и соотносится с конкретным жизненным материалом.

Проверка гипотезы — подтверждение ил и опровержение ответа на вопрос — осуществляется на эмпирическом, опытном материале. В проверке гипотезы выделяют несколько этапов:

общие принципы, по которым строится исследование. Используются "организационные"методы (по Ананьеву):1

•    сравнительный — применяется во всех областях психологии. В сравнительной психологии — сопоставление развития психики на разных этапах эволюции. В этнопсихологии — сравнение психических особенностей различных народностей;

•    поперечных срезов — метод для исследования людей различных возрастных групп. С помошью этого метода оказывается возможным выявить обобщенные характеристики на каждом возрастном уровне и проследить динамику возрастных изменений;

•    лонгшпюдный — данные одного объекта сравниваются на разных возрастных периодах;

. комплексный — исследование может быть построено не в рамках одной науки, а как междисциплинарное исследование;

определение источника эмпирических данных — объекта или системы объектов, с которыми будет взаимодействовать исследователь. На данном этапе различают методы.

•    субъективный — используется чаше всего как вспомогательный метод. Объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает он сам (интроспекция, или самонаблюдение) или обращается к самонаблюдению и самоотчетам других людей и на основании этих данных выводит свои заключения;

•    объективный — метод работы с явлениями, которые могут быть объективно зафиксированы. В широком смысле — совокупность общих путей, средств и требований к исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов. Метод предполагает тщательное построение исследования, строгий выбор объектов, определение условий исследования и его этапов, "чистоту" исследования — полноту контролируемых психологом условий, влияющих на резул ьтат;

получение данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть правомерность гипотезы, выявить явление или связь на эмпирическом материале. Выделяют следующие методы.

•    наблюдение — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Этот метод является одним из основных на этапе получения эмпирических данных. Разновидность метода — метод объективного наблюдения. Этот метод применяется для опосредствованного изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения и физиологических процессов;

•    эксперимент — целенаправленное наблюдение за участниками эксперимента — испытуемыми в ситуации, изменяемой по плану исследователя. Эксперимент бывает: естественный, лабораторный и полевой, констатирующий и формирующий;

•    психодиагностическое исследование — выявляют и измеряют индивидуальные особенности на основе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность;

•    беседа — выявляет интересующие психолога связи на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Как правило, беседа выступает в качестве вспомогательного метода, так как в ней трудно уйти от субъективности в восприятии информации. Использование этого метода возможно при наличии высокой квалификации психолога.

Бывают случаи, когда наблюдение и психодиагностика входят в эксперимент и теряют свою самостоятельность как методы.

4. Эксперимент в психологии предполагает наличие переменной. Под переменной понимается "реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации". Манипулирование переменными — главное отличие эксперимента от наблюдения.

Существуют переменные:

независимые — изменяемые экспериментатором;

зависимые — изменяющиеся при действии независимой переменной.

При манипулировании переменными должно быть соблюдено условие подконтрольности всех переменных, насколько это позволяет осуществить эксперимент. Различают эксперимент.

естественный — проводится в обычной обстановке, но лица, участвующие в нем, не знают о том, что они выступают в роли испытуемых. При этом применимо ограниченное число регистрирующих устройств. Результаты эксперимента в значительной мере выражены в описательной форме;

лабораторный — проводится в специально оборудованных помещениях — лабораториях. Испытуемый может не знать о замысле эксперимента, но знает, в качестве кого он в нем участвует;

полевой — предполагает использование минимума оборудования; применяется в ситуации, близкой к естественной среде;

констатирующий — применяется в возрастной и педагогической психологии; подходит к психике как к явлению, не зависимому от обучения и воспитания. Констатирует связи, складывающиеся в процессе развития. Использовался, например, Ж. Пиаже;

формирующий — состоит в разработке условий эксперимента, при которых создается процесс возникновения высших форм психических функций. Метод разработан в отечественной школе Л.С. Выготским.