Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 21. Проблема "клеточки" в работах В.В. Давыдова

Вопрос 21. Проблема "клеточки" в работах В.В. Давыдова

1. Теория развивающего обучения

2. Учебная деятельность

 

 

1. В.В. Давыдов продемонстрировал значимость единицы анализа на материале по вопросу обучения детей в школе. И эта работа оказалась значима не только для обшей психологии, но и для системы образования (построение школьных программ). Предложенный Давыдовым метод построения обучения основывается на выводах. ✓ школьные программы опираются на эмпирическую теорию образования понятий. Между тем хорошая ориентация в чувственных свойствах предметов и их классификация, т. е. основы эмпирического сознания и мышления, присуши уже детям дошкольного возраста, поэтому традиционное школьное обучение, культивирующее эмпирическое мышление, не дает детям ничего нового, не является развивающим;

✓ школьное обучение следует строить на основе диалектической теории мышления. Система обучения Давыдова, получившая название теории развивающего обучения, вырабатывает у детей теоретическое, диалектическое мышление, позволяющее не просто классифицировать предметы, но проникать в их сущность. Теоретическое мышление Давыдов описывает как метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Содержание школьного предмета должно строиться исходя из следующих разработок:

в каждом предмете следует выделить "клеточку":

•    "морфема" — при построении начального курса русского языка;

•    "величина" — математики и т. д.;

✓ путем восхождения от абстрактного к конкретному воспроизвести всю систему явлений, описываемую в школьном предмете.

2.  Школьники усваивают содержание школьных предметов в учебной деятельности. Давыдов выделяет единицу учебной деятельности — учебную задачу.

Давыдов предложил новый метод обучения — метод решения учебных задач. Учебная задача, по мнению Давыдова, требует, чтобы школьники анализировали условия происхождения тех или иных теоретических знаний и овладевали соответствующими обобщенными способами действий. Решение учебной задачи включает несколько действий:

преобразование условий задачи, с тем чтобы найти общую основу всех однородных задач (выделение "клеточки");

моделирование выделенного отношения;

✓ изучение свойств выделенного отношения путем преобразования модели;

конкретизация этого отношения в системе частных задач (восхождение);

✓ контроль и оценка.

3.  Заслуги Давыдова состоят в демонстрации:

неадекватности эмпирической теории мышления для построения школьного обучения;

возможности и практической необходимости выделения единицы анализа в содержании каждого школьного предмета. Нахождение единицы анализа ("клеточки') Давыдов считал центральной задачей при построении программы обучения школьников.

По мнению отдельных авторов, полученные им результаты нельзя считать доказательством преимущества обучения, построенного на диалектической теории. Специфика некоторых предметов не позволяет применить к ним метод восхождения от абстрактного к конкретному. И здесь проблема выделения "клеточки" требует дальнейшей разработки.