Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 22. Проблема единицы анализа в работах В.П. Зинченко. Требования к единицам анализа

Вопрос 22. Проблема единицы анализа в работах В.П. Зинченко. Требования к единицам анализа

1. Проблема единицы анализа психики у В.П. Зинченко

2. История выделения единиц анализа в в психологии

3. Требования к единице анализа

 

1.  В.П. Зинченко определяет единицу анализа как "такое минимальное образование, в котором непосредственно представлены существенные связи и существенные для данной задачи параметры объекта". Термины "единица анализа" и "клеточка" употребляются автором как синонимы. В.П. Зинченко отмечает сложное системное строение единицы анализа; допускает наличие в единице разнородных компонентов, которые должны быть доступны для измерения и обработки.

     По мнению В.П. Зинченко, в истории психологии были выделены такие единицы анализа, как:

✓ ощущения, представления, идеи (ассоцианизм);

✓ структурные отношения между фигурой и фоном (гештальт- психология);

✓ реакция или рефлекс (реактология или рефлексология);

✓ поведенческий акт (бихевиоризм);

✓ схема "стимул - реакция", дополненная промежуточной переменной — когнитивными картами (Э. Толмен);

✓ обратимые операции (Ж. Пиаже);

✓ установка (Д.Н. Узнадзе);

✓ значащие переживания (Ф.В. Бассин);

✓ эмоционально-подобные ощущения (Лейпцигская школа, К. Коффка);

функциональный блок и операция по переработке информации (когнитивная психология).

3. Единица анализа должна:

✓ быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из элементов, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой (J1.C. Выготский);

✓ содержать в виде противоположностей свойства целого, т. е. вычленять в целом главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе (J1.C. Выготский);

✓ быть способна к развитию, в том числе и к саморазвитию как единица жизнедеятельности, сохраняющая структурные свойства целого (C.J1. Рубинштейн, J1.C. Выготский, Н.А. Берн- штейн);

✓ быть живой частью целого ("живое единство", "живая клеточка" J1.C. Выготского);

✓ не только отражать внутреннее единство психических процессов, но также позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психической функции (или процесса) ко всей жизни сознания в целом и к его отдельным важнейшим функциям (JI.C. Выготский);

✓ иметь реальную чувственно созерцаемую форму ("клеточка" В.В. Давыдова).

Сам В.П. Зинченко последовательно предлагает выделять в системе несколько единиц анализа. Он предлагает ввести в дополнение к единицам анализа, уже принятым в психологии, еще одну — "живое движение".