Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 28. Категория отношения

Вопрос 28. Категория отношения

1. Понятие отношения

2. Эволюция категории отношения в философии i психологии

3. Значимый другой в системе межличностных отношении

4. Концепция - юлевого поведения и социальная психология

 

1.  Отношение трактуется как:

черта характера — выражает отношение человека к действительности;

✓ чувства — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающим значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Категория отношения рассматривает человека как существо:

биологическое;

социальное.

Философские концепции прошлого рассматривали человека дуалистично, его психика расщеплялась на две части:

природную;

культурную.

Сегодня дуализм во взглядах на человека во многом преодолен, но проблема соотношения в человеке социального (культурного) и природного остается актуальной для многих умов. Изучение специфических для человека форм жизнедеятельности требует обращения к категории отношения.

2.  Эволюция разработки категории отношения выглядит так: дуализм был фундаментом концепции человека у Вундта. Он различал две психологии — одну естественнонаучную и другую культурно-научную (т. е. по сути объяснительную и описатель

ную). Последняя проявилась в работе Вундта "Психология народов" (10-томное сочинение). Дильтей был уверен в том, что психология описательная (понимающая человека) одержит победу над психологией объяснительной, каузальной. Шпранглер, Леей - Брюль раз в и вал и идею Дильтея в своих работах;

Макдаугалл считал, что людьми движут социальные инстинкты, которые он понимал как изначально заложенные побуждения к достижению определенных целей. В своей концепции он опирался на вывод о том, что инстинкты обеспечивают выживание вида;

немецкие авторы разрабатывали понятие о сверхиндивидуальной психике. Это привело к представлению о душе народа как единой сущности, определяющей переживания каждого ее индивида;

О. Конт создал науку о социальных фактах — социологию. Следом за ним Спенсер пытался объяснить факты в рамках эволюционной биологии;

Дюркгейм говорил, что социальное нельзя сводить к психическому, а психическое к биологическому. Ключевой категорией в своей науке он выбрал "коллективные представления" как интеллектуальные образования;

французские психологи (Жане, Шарль, Блондель, Валлон и др.) считали, что:

•     социальное не является внешней силой, трансформирующей внутреннюю жизнь человека. Последняя имеет природу, независимую от социальной. Социальное же выступает первичной детерминантой (а не внешней силой) психики;

•     индивид формируется в обществе уже на уровне поведения. И происходит это посредством сначала практических, а затем и умственных действий;

•     индивидуальное сознание включается в социальный контекст;

Жане развил мысль о том, что первично реальное действие, произошедшее в сотрудничестве между людьми. Затем это действие трансформируется и становится".

•     вербальным;

•    умственным.

3. Проблема "значимого другого" особо актуальна в психологии, поскольку любое взаимодействие может быть эффективным только при условии немаловажности роли его участников.

История этой проблемы такова.

✓  30-40-е гг. XX в. - Салливан прочно утвердил в психологии понятие "значимый другой". Джеймс, Кули, Хаймап разрабатывают эту проблему вплоть до момента, когда это понятие становится ключевым. Но остаются открытыми вопросы:

•     какие характеристики личности отвечают за преобразования в мотивационно-смысловой и эмоциональной сферах субъекта?

•     имеются ли в виду личностные проявления "значимого другого";

✓  конец XX в. — А.В. Петровский предложил концептуальную модель "значимого другого". Оп выделяет три фактора модели:

. авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах;

•     эмоциональный статус "значимого другого", его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометриче- ски избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию — т. е. аттракция;

. репрезентативность личности — властные полномочия субъекта или статус власти.

Данная трехмерная модель Петровского позволяет получить

общие ориентиры для понимания механизмов взаимодействия людей в системе межличностных отношений.

4. Концепция ролевого поведения впервые была разработана Мидом в Америке, в период интенсивного развития бихевиоризма. Согласно данной концепции поведение состоит из ролей, принимаемых на себя индивидом и проигрываемых им при общении с другими людьми, так как:

✓  человек не может произвести нечто значимое, не встав на место других людей и не посмотрев на веши с их точек зрения;

✓  принятие роли и ее проигрывание — это и есть отношение, которое фиксируется в категориях образа — действия — мотива;

✓  отношение выражено в действиях, прописанных в сценарии роли и в мотивационных интересах участников социального процесса.

В 50-е гг. XX в. в России и на Западе стала популярной концепция транзактного анализа Э. Берна. По его концепции, в каждый момент времени человек находится в одном из эго- состояний "родителя", "ребенка", "взрослого". Понятие "транзакция" применяется для характеристики процесса общения в

диадах (парах). В транзактном анализе ролевое поведение становится операционализированным. Это дает возможность применять его в детской психологии и психотерапии.

Развитие социально-психологической науки опирается на следующие открытия и выводы:

✓  интерес к процессам общения и взаимодействия людей проявлялся с древних времен — первые социальные наблюдения были найдены в текстах Платона и Аристотеля, потом у Монтескье, Гольбаха, Дидро, Руссо, Радищева и др.;

✓  систематизация сведении, почерпнутых из ощущении как главная задача в психологии, — была выдвинута в XIX в. Огюстом Кон том и послужила философской базой для разработки соци- ально-психологических теорий:

для объяснения социальных явлений необходимы общие законы — считали первопроходцы социальной психологии. В качестве таковых применялись, например: "закон духовного единства" Лебона, "коллективные представления" Дюркгейма и т. д.;

✓  личность нельзя изучать вне социальной среды — таков основной вывод Кули. Социальная среда сводится у него к "малой группе", а само общество трактуется как совокупность психологических связей, не беря во внимание то, что общество — это всегда нечто замкнутое;

✓  производительность труда рабочего зависит от его самочувствия в группе и соответствует системе ценностных норм и установок,, сложившихся в группе, — данный тезис был выдвинут Мэйо. Олпорт также исследовал влияния, оказываемые первичными группами на своих членов в процессе выполнения ими некой деятельности. Это происходит в 20-е гг. XX в., когда социальная психология становится ведущим направлением в Германии, Англии, Америке, Франции и Японии;

✓  во время второй мировой войны исследовались процессы гр хтпового развития:

•     способность и боеспособность групп;

•     устойчивость групповой структуры в экстремальных условиях;

•     эффективность деятельности в группах в зависимости от стиля руководства и др.;

✓  потребности — стержень направленности личности, генератор активности человека — данная теория Левина, а также концепции Морено, Фестингера и др. оказали большое влияние на развитие представлений о групповой динамике.