Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - "Вопрос

7"/>

Вопрос 29. Категория личности в психологии7

1. Целостный образ личности

2. Персонологический подход Штерна

3. Учение о личности Джемса

4. Личность в гуманистической психологии

 

1.  В категории личности интегрированы все другие категории:

✓ образ;

✓ действие;

✓ мотив;

✓ отношение.

Человек всегда усматривает в другом человеке не совокупность неких признаков и параметров, но целостный образ.

2.  По мнению Штерна, психология должна базироваться на пер- сонологии — науке о живой личности, персоне.

Персоне свойственна психофизическая нейтральность, т. е. в ней органическое и психическое есть не разные сущности, а просто разные проявления одного и того же. Тем самым Штерн рассчитывал решить психофизическую проблему, присущую учениям о личности, созданным ранее.

Штерну не удалось превратить дуализм в монизм, поскольку он лишь декларировал скрытую за двояким проявлением человека "нейтральную сущность". Штерн высказал несколько важных идей:

✓ личностно-психологическое может раскрыться лишь в контексте целостного представления о человеке. Был поставлен вопрос не только о различиях по физиологическим параметрам (быстрота реакции, эмоциональность), но и том, что различия обусловлены целостностью личности, не сводимой к сумме компонентов;

✓ целостная система (личность) может воздействовать на жизненный процесс, а не только реагировать на стимулы.

Хотя учение о персоне не приобрело объяснительного значения, идеи Штерна повлияли в будущем на многие учения о личности (гуманистическое, феноменологическое, экзистенциальное).

 Использованы материалы из книги: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Т. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2.   Учение о личности Джемса относит к личности все, что сам человек считает своим. Он выменяет четыре формулы "Я":

✓ материальное — тело, имущество;

✓ социальное — притязания на престиж, дружбу, социальный статус;

✓ духовное — процессы сознания;

✓ чистое "Я" — чувство личной идентичности.

Модель личности Джемса носит дифференциальный характер. Тем самым Джемс сделал шаг от гносеологического понимания личности к поуровневому анализу личности как сложному образованию.

Главная заслуга Джемса — введение социального "Я'\ которое определяется мнением тех групп, которые для человека не безразличны. В этом положении содержится понятие о референтной группе — одном из главных понятий в социологии1. Другой важный в теории личности вопрос о том, что определяет чувство собственного достоинства. Джемс предложил формулу: самоуважение = успех / притязание.

Основные вопросы, поставленные Джемсом и потребовавшие от исследователей дальнейшего изучения категории личности:

✓ сложность строения личности при сохранении ее идентичности;

✓ отграничение во внешнем и внутреннем пространстве "своего Я" от "не своего";

✓ соотношение в личности актуального и потенциального;

✓ воздействие самооценки на регуляцию поведения.

3.  Личность в гуманистической психологии основывается на идеях Джемса. Джемс вывел формулу, которую потом более четко сформулировал идейный лидер экзистенциалистов Ж.-П. Сартр: существование предшествует сущности. Экзистенциализм оказал влияние на третий путь по отношению к фрейдизму и бихевиоризму: гуманистическую психологию. Ее лидерами стали:

✓ Роджерс;

✓ Мэй;

✓ Маслоу;

✓ Олпорт и др.

Гуманистическая психология призывала понять человеческое существование во всей его непосредственности. Среди гуманистов большинство составляли психотерапевты. В своей практике они ориентировались на общие представления о природе психической жизни и ее патологических формах развития, выбирая интерпретации между психоанализом и бихевиоризмом. Но на практике имелась личность с ее проблемами, ценностями, жизненными ориентирами и целями, а не реакциями и сексуальными влечениями как таковыми. Гуманистическая психология:

✓ противопоставила всем моделям "фрагментарного" человека свою модель целостной личности, ее "Я", ее самости;

✓ утверждала, что человеку присуща направленность сознания, потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего мира;

✓ открыла, что человек, сосредотачиваясь на своем феноменальном мире, открывает свое "Я" как целостность;

✓ осветила трудности, связанные с разработкой категории личности: ее объединения в особую форму, отличную от других категорий психического и связанную с ними.