Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 31. Понятие личности в российской психологии

Вопрос 31. Понятие личности в российской психологии

1. Многообразие подходов к пониманию личности

2. Характеристика личности в работах отечественных ученых

 

1.  В современной психологии нет единого мнения о том, что же такое личность. Выделяют две точки зрения на личность:

✓ особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения;

человек как субъект, ради которого осуществляется развитие общества (личность в гуманистических концепциях).

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

✓ многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

2.  Российские ученые определяют личность как:

"функциональный орган индивидуальности, состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется" (А.А. Ухтомский);

✓ верховный синтез поведения. В личности достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в том числе и психология, умолкает" (Н.А. Бернштейн):

таинственный избыток индивидуальности; ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Личность видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Личность есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования {В.П. Зинченко).

В.П. Зинченко имеет свою точку зрения на проблему личности в психологии:

✓ "почти общепринятый перевод слова "личность" как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality — это, скорее, индивидуальность". В петровские времена персоной называли куклу. Личность — это selfhood, selfness или self, что близко к русскому слову "самость". Более точного эквивалента слову "личность" в английском языке не существует". Из-за неточностей перевода создается впечатление, что личность подлежит тестированию, манипулированию, формированию и пр., что, по мнению Зинченко, не применимо по отношению к личности. "Извне сформированная личность становится наличностью того, кто ее сформировал". Личность не есть продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции. Личность — это основа коллектива, любой человеческой общности. Общность сильна разнообразием личностей, конституирующих ее;

✓ синонимом личности является ее свобода, чувство вины и ответственность. Личность не склонна к конформизму, хотя не чужда компромисса.

Личность следующим образом рассматривается в русской философии:

✓ личность "непонятна, выходит за пределы всякого понятия, является формой духовного самопознания" {П.А. Флоренский);

М.М. Бахтин продолжает мысль Флоренского: "когда мы имеем дело с познанием личности, мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии".