Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 32. Асмолов и Петровский о становлении личности

Вопрос 32. Асмолов и Петровский о становлении личности

1. Направления в психологии

2. Три фазы становления личности

3. Особенности прохождения фаз

4. Подростковый возраст и ранняя юность

 

1. Л. Г. Асмолов и Л. В. Петровский выделяют направления в психологии. рассматривающие в личности отдельные грани:

биогенетическое — в рамках данного направления находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, например.

•     задатки;

•     темперамент;

•     биологический возраст;

. пол;

•     тип телосложения;

•     нейродинамические свойства нервной системы;

•     органические побуждения;

•     влечения;

. потребности и др.;

социогенетическое — представители разных течений соииогене- тической ориентации изучают'.

. процессы социализации человека, которые разрабатываются главным образом в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии;

. освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций;

•     формирование социального и национального характера человека;

персоногенетическое — в центре внимания ст оят следующие проблемы:

. активность;

•     самосознание и творчество личности;

•     формирование человеческого "Я";

•     борьба мотивов;

•     воспитание индивидуального характера и способностей;

•     самореализация и личностный выбор;

•     поиск смысла жизни.

Асмолов и Петровский в разных направлениях психологии выделяют метафизическую схему детерминации личности, которая проявляется в обособлении биогенетического, социогене- тического и персоногенетического. Данная схема включает влияние двух факторов".

✓  среды;

✓  наследственности.

2.  Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность".

✓  адаптация — предполагает усвоение".

•    действующих ценностей и норм;

•     соответствующих средств и форм деятельности;

✓  индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между.

•     необходимостью "быть таким, как все"',

•     стремлением личности к максимальной персонализации:

✓  интеграция — определяется противоречием между:

. стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности;

•     потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности.

3.   Во время становления личности могут возникать следующие качества:

✓  когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него появляются:

•     конформность;

•     зависимость;

•     робость;

•     неуверенность;

✓  если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию:

•     негативизма;

•     агрессивности;

. подозрительности;

. лживости;

✓  в случае если противоречие, заложенное в основе третьей фазы, не устранено, наступает дезинтеграция, последствия которой могут быть различны и проявляться:

•     в изоляции личности;

. ее вытеснении из общности;

•    деградации с возвратом на более ранние стадии ее развития;

✓  при успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются:

. гуманность;

•    доверие;

. справедливость;

•     требовательность к себе;

•     уверенность в себе и т. п.

В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, личностные новообразования закрепляются. Так складывается устойчивая структура личности.

4. Особо значимым периодом в развитии личности является подростковый возраст и ранняя юность. Процесс развития выглядит так:

для того чтобы осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в жизни, социальном статусе, личность начинает выделять себя в качестве объекта:

•     самопознания. При этом потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний;

•     самовоспитания— оценивая окружающих, личность накапливает сведения, помогающие ей выработать самооценку, которая становится основой самовоспитания;

✓  возникновению стойких убеждений и идеалов способствует рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как:

•     воля;

•     моральные чувства.

В случае если между уровнем потребностей личности и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.