Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 34. Психология ЛИЧНОСТИ в трудах представителей культурно-исторической психологии

Вопрос 34. Психология ЛИЧНОСТИ в трудах представителей культурно-исторической психологии

1. Психология личности

в учении С.Л. Рубинштейна

2. Личность в теории А.Н. Леонтьева

 

1. Основные положения учения С.Л. Рубинштейна относительно психологии личности таковы.

✓  вся психология человека является психологией личности — все психические процессы:

•     составляют содержание деятельности;

•     протекают в личности и зависят от нее;

✓  изучение психического облика личности включает три основных вопроса:

Что человек хочет? — это вопрос о направленности, установках

и тенденциях, потребностях и идеалах человека;

Что человек может?— вопрос о способностях, одаренности

человека;

. Что он есть? — данный вопрос о характере человека в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности;

✓  в конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле;

✓ психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

✓ психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры,

✓ образ жизни человека и его психический облик взаимообусловлены.

2. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева личность не есть индивид, личность — это особое качество, которое:

приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Антропологические свойства индивида лишь определяют:

•    генетически заданные условия формирования личности;

•    формы и способы проявления психологических черт;

системное и поэтому сее/нчувственное качество. Хотя носителем этого качества является индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, которые составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Проблема личности образует новое психологическое измерение:

иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

места, позиции личности в системе общественных связей;

✓ того, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им.

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных видов деятельности. Становление личности —

это становление связной системы личностных смыслов. Существует три основных параметра личности:

широта связей человека с миром;

степень их иерархизированности;

их общая структура.

Личность рождается дважды. Рождение личности:

первое — относится к дошкольному возрасту и знаменуется начетом: . установления иерархии между мотивами;

•    подчинения непосредственных побуждений социсшьным нормам;

второе — начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности.

•    осознавать свои мотивы;

. проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.