Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 35. Системная методология

Вопрос 35. Системная методология

1. Характеристика системного подхода. Этапы развития

2. Система: понятие, свойства

3. Системный подход и теории личности

 

1. Системный подход — этот средство познания разнообразия явлений природы и общества. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача синтеза различных знаний в целях создания целостной картины явления или процесса.

По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук. Системный подход приобретает все большее значение среди общенаучных принципов познания мира.

Важными этапами в развитии системного подхода стали. ✓ обшая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи;

различные системные исследования в контексте кибернетики и теории информации (Р.Л. Акофф, М.К. Мессарович, А. Раппопорт, У.Р. Эшби и др.);

развивающиеся системы в отечественной науке (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);

выделение системного подхода как особого рода метатеории и его причисление к разряду общенаучной методологии в середине XX в. (под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи).

2. Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Общие признаки системы в различных исследованиях следующие:

целостность — данное свойство означает несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;

структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

взаимосвязь системы со средой, которая может иметь характер: "закрытый" — не изменяющий среду и систему;

• "открытый" — преобразующий среду и систему;

иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т. е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества ее отображений.

Выделяется и ряд более специфичных признаков системы, например.

целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем;

самоорганизация этих систем, т. е. способность менять свою

собственную структуру, и др.

В своем развитии системный подход не только изменяет стратегию исследований в конкретных науках, но и сам развивается с опорой

на те или иные фундаментальные исследования в биологии, экономике, социологии, этнологии, культурологии, психологии. Для психологии многие общие положения системного подхода вовсе не являются новыми. Они уже давно найдены и органично вписались в различные психологические концепции. Это, например. такие положения:

✓  идея о психических явлениях как целостностях, в контексте которых части неразрывно связываются друг с другом и приобретают новые, ранее им не присущие свойства (Вертхаймер);

✓  идея об объективной цели поведения человека и животных, превращающей поведение в целенаправленный целостный процесс (Толмен);

✓  принцип анализа психики "по единицам", т. е. анализ, сохраняющий свойства явлений как целого (Выготский);

✓  положение об установке как целостной модификации личности (Д.Н. Узнадзе);

✓  положение о единицах анализа целенаправленной деятельности как своего рода подсистем (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

3. С особой ясностью системные идеи обнаруживаются в различных концепциях личности. История их появления такова:

✓  начиная с 20-х гг. XX в. термин "система " прочно обосновался в психологии — этому способствовало признание того, что:

•     понимание личности достигается только при изучении человека как целостности:

•     индивид взаимодействует с внешней средой;

•     справедливо положение об иерархической уровневой структуре личности;

✓  в начале 30-х гг. XX в. организмические концепции личности (например концепция известного невролога и психолога К. Гольдштейна) пытались обосновать тезис о саморазвитии личности, целостного организма как системы. Разработка проблемы целостности личности в неклассической психологии выступала как антитеза раздробленности человека на отдельные "кирпичики", "элементы" в традиционной психологии;

✓  в 40-х гг. XX в. тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной. Ведущий исследователь психологии личности Гордон Олпорт рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым, подчеркивая отличие своего

понимания системы от концепции К. Гольдштейна (идея относительно автономного развития организма, его "закрытости"). Среди формальных параметров системы можно перечислить:

✓ целостность;

✓        структурность;

✓        взаимодействие со средой;

✓        иерархичность;

✓        саморазвитие.

Если тексты различных известных исследователей по психологии личности просмотреть с точки зрения наличия в них идеи системы\ то в одном ряду оказались бы такие кониепиии:

✓ психоанализ;

✓ организмические теории;

✓ динамическая концепция личности Ленина;

✓ персонология Мюррея;

✓ теория самоактуализирующейся личности Маслоу;

✓ персоналистская концепция личности Олпорта и др.

Общей чертой этих концепций является стремление представить личность как целостный объект, рассмотрение личности как системы, но все же они недостаточно эффективно выполняют методологическую функцию системного подхода:

✓ поиска новых путей познания сложных целостных объектов;

✓        постановки новых проблем исследования.

А.Г. Асмолов указывает на то, что некоторые представители конкретных наук о природе, обществе и человеке (в том числе и психологии) не видят необходимости обращаться к методологии системного подхода. Системный подход подменяется общей теорией систем, которая ограничивается "моносистемным " видением действительности:

✓ биологи знают, что человек — целостный организм;

✓ психологи знают, что личность — целостная система;

✓        социологи знают, что общество — это система.

Полисистемное знание рассматривает человека как элемент, который "живет одновременно многими мирами — миром семьи, миром этноса, миром класса, миром природы и общества". Такого рода системный подход расширяет границы специальных дисциплин и открывает новые возможности для развития человекознания.