Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 37. Принципы эволюционной теории психологии

Вопрос 37. Принципы эволюционной теории психологии

1. Сохранение и изменение

2. Преадаптивная активность

3. Противоречия как фактор развития

 

1. Принцип 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает человека как взаимодействие двух противоборствующих тенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.

Асмолов рассматривает два вида систем:

✓ биологические;

✓ социальные.

В биологических системах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к ее сохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение. Изменчивость проявляется в приспособлении различных видов к среде обитания. Ф. Энгельс характеризует наследственность как консервативную, положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы — как революционизирующую, отрицательную сторону процесса развития.

В социальных системах тенденция к сохранению проявляется в социальном наследовании; в преемственности таких типичных форм культуры и социальной организации, которые обеспечивают адаптацию данной системы к тем или иным, уже встречавшимся в ходе ее эволюции ситуациям. Изменчивость выступает в различных нестандартных, нестереотипизированных приспособлениях системы к непредсказуемым переменам ситуации. Она может проявляться в поиске новой информации о среде существования и в построении целесообразного поведения в ней. Индивидуальная изменчивость тех или иных элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом.

В качестве элементов, несущих индивидуальную изменчивость, могут выступать:

✓ индивид — в системе биологического вида;

✓ член племени — в системе общественно-экономической формации;

✓ последователь научной школы — в системе профессионального научного сообщества;

✓ индивидуальность личности — в определенной социальной группе и т. п.

Человек, включаясь в каждую из этих систем, наследует типичные для них системные качества и одновременно выступает как носитель исторической изменчивости этих систем в целом.

Типичные родовые качества человека, выражающие тенденцию системы к сохранению, стоят за различными проявлениями активности субъекта:

✓ стереотипами поведения;

✓ репродуктивным мышлением;

✓ привычками, установками.

Вариативные, уникальные качества человека, выражающие тенденцию к изменению, возникают в синтезогенезе и проявляются в многообразных формах активности субъекта, таких как

✓ творчество;

✓ воображение;

✓ самореализация личности.

Эволюционный смысл адаптивных типов активности не сводится к сохранению равновесия со средой, гомеостаза, выживания. Главным критерием адаптации является обеспечение преемственности существования индивида, его жизни в ряду будущих поколений (по Шмальгаузену).

2. Принцип 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.

В эволюционирующих системах возникают и проявляются различные виды активности включенных в них элементов, которые непосредственно не приводят к адаптивным прагматическим эффектам, удовлетворяющим нужды данных систем и обеспечивающим их сохранение, устойчивость.

Преадаптивные формы активности в биогенезе, антропогенезе и социогенезе. Ярким примером проявления филогенетических зачатков возникновения преадаптивной активности в биологических системах являются игры животных. И действительно, игровая активность не влечет за собой прямого адаптивного эффекта. Но именно в силу этой особенности игровой активности в ней отрабатываются унаследованные формы поведения, до того как они предстанут перед судом естественного отбора (по Фабри). Сама игра создает наибольшие возможности для неограниченного проявления индивидуальной изменчивости организма, и тем самым накотения опыта действования при переменах условий существования данного биологического вида.

Представления о преадаптивной активности в антропогенезе помогают ответить на вопрос об изменении образа жизни от животных к человеку. Этим вопросом задавались А.Н. Север- цов, Г.П. Григорьев.

Эволюция происходит скачкообразно. При этом во вновь возникшей форме есть некий запас способностей, нереализуемых непосредственно, как бы ненужных виду в данный момент, но полезных для него в дальнейшем. У вида оказываются скрытые возможности, которыми он сумеет воспользоваться только в процессе своего длительного существования, но не сразу же по возникновении. Вид, таким образом, может приспосабливаться, изменять формы поведения, не меняя морфологии своих органов. Поэтому процесс эволюции приобретает прерывистый характер.

Уникальный материал для понимания эволюционного смысла преадаптивной активности в социогенезе приводится в трудах ученых:

✓ М.М. Бахтина — о карнавальной культуре;

✓ исследованиях Д.С. Лихачева — по смеховой культуре Древней Руси;

✓ в работах основателя семиотической концепции культуры Ю.М. Лотмана — по типологии культуры.

В этих исследованиях выступают две черты преадаптивных карнавальных или смеховых социальных действий:

относительно независимы от социального контроля, корригирующего отклонения от свойственных этой культуре социальных нормативов;

подвергаются сомнению социально унаследованные типичные для данной культуры формы отношений, и осуществляется поиск иных вариантов развития культуры, строится иная желаемая действительность.

Преадаптивная активность в биогенезе, антропогенезе и со- циогенезе является необходимым моментом саморазвития системы, увеличения возможностей ее эволюции.

3. Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Из этого принципа системного историко-эволюционного подхода к изучению человека как активного "элемента" разных систем, по Асмолову, вытекают следующие взаимодополняющие положения:

✓ противоречие между мотивами деятельности индивидуальности;

✓ отстаивание человеком своих мотивов и ценностей;

✓ неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к данной общности. Первое явление — конфликт или гармоническое взаимодействие с идеалами и нормами социума. Противоречие может быть разрешено через поступки и действия, преобразующие родовую программу социума, или посредством перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью. Если противоречие гармонично, поступки и действия индивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности. Если же противоречие выступает в виде конфликта, то активность индивидуальности может повлечь за собой либо перестройку родовой программы общности, и это приведет к другому направлению эволюции социума, либо к изоляции индивидуальности в социальной среде.

Второе явление осуществляется в процессе деятельности как самореализация индивидуальности. Это приводит к дальнейшему развитию данной культуры или порождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.

Третье явление происходит тогда, когда созданные активностью в процессе самореализации нормы и ценности становятся нормами и ценностями соответствующей культуры. Активность индивидуальности перестает выполнять функцию к изменению данной системы и начинает функционировать, сохраняя и стабилизируя ее.

Ученые рассматривают человека как активный компонент тех или иных систем в русле системного историко-эволюционного подхода. Это приводит к постановке вопроса о необходимости возникновения феномена личности и его значении в естествен- ноисторическом процессе развития общества. Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека в истории природы и общества состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают ее существование и дальнейшее развитие. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправленная совместная деятельность. Развитие и функционирование человека в процессе деятельности является исходным пунктом анализа человека в русле конкретно-научной методологии деятельноетного подхода в психологии.