Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 39. Концепции фило- и онтогенеза психики

Вопрос 39. Концепции фило- и онтогенеза психики

1. Филогенез психики

2. Концепция К. Бюлера

3. Концепция Леонтьева Фа ~>ри

4. Онтогенез психики

 

1. Филогенез — это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования (живых организмов, вида, рода, класса и т. п.). Ученые, говоря о филогенезе психики, подразумевают под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

В истории психологии можно выделить несколько основных подходов к фшюгенезу психики:

материалистический, согласно которому психика развивается как свойство высокоорганизованной материи; идеалистический — психика развивается как самостоятельная субстанция, данная человеку извне (например от абсолютного духа, абсолютной идеи, от Бога);

дуалистический — психика рассматривается как соединение материального, и духовного (идеального);

эволюционный — психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим;

неэволюционный — психика рассматривается как изначально заданная извне и неизменная (например с других планет, от Бога, от абсолютной идеи);

смешанный — психика развивается только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида животных, а перехода от одного вида психики к другому не происходит.

Различия в подходах существуют на уровне концепций. Когда же нужно научно объяснить развитие какого-либо психического явления, то представители различных подходов обращаются к экспериментально-генетическим исследованиям. То есть они становятся на сторону материалистическо-эволюционного подхода. Такое положение не противоречит различным концептуальным взглядам, так как нужно изучать реальность, в которой мы живем, независимо от того, как и когда она возникла.

2. Карл Бюлер (1879—1963) — немецко-австрийский психолог среди форм психического развития выделил три ступени:

✓ инстинктивное поведение;

✓ поведение, основанное на навыках или дрессуре;

✓ разумное поведение.

Главным источником развития рассматривается противоречие между наследственными факторами и факторами среды, между стабшчьностью психики и ее изменчивостью. Инстинктивное поведение характеризуется тем, что оно:

✓ бессознательное;

✓ передается по наследству;

✓ стереотипно;

✓ мало изменчиво;

✓ направлено на удовлетворение основных биологических потребностей.

Инстинктивное поведение не требует обучения и не является результатом подражания. Инстинктивные реакции и инстинктивное поведение выработаны в длительной борьбе за существование и закрещены генетически. Физиологической основой инстинктивного поведения являются безусловные рефлексы, т. е. рефлексы, передающиеся по наследству. Инстинкт, отличаясь высокой стабильностью, может незначительно варьироваться в процессе жизни. Поэтому выделяют более и менее ригидные инстинкты. Навыки надстраиваются над инстинктами на следующей стадии поведения. Навык — это действие, сформированное путем повторения, отличающееся высокой степенью освоения и осуществляемое без контроля сознания, т. е. автоматически. Навыки возникают в результате:

✓ случайных проб и ошибок; подражания;

✓ обучения.

Физиологической основой навыка являются условные рефлексы, т. е. рефлексы, сформированные прижизненно и опосредованные сигналами. Поведение животных на второй ступени развития отличается большей гибкостью и изменчивостью. При этом условные рефлексы могут оказывать влияние на безусловные. Поведение животных на этой стадии тем более изменчиво, чем выше уровень развития их нервной системы и мозга. Навыки животных необходимо отличать от навыков, которые формируются у человека на основе сознательного обучения. Стадии разумного поведения достигают немногие виды животных. Это, например:

✓ антропоиды (человекообразные обезьяны);

✓ приматы (т. е. другие обезьяны);

✓ дельфины;

✓ собаки.

Интеллектусшьное поведение животных наюшдывается на инстинктивное поведение и поведение, основанное на навыках. На этой ступени у животных наблюдается большая адекватность поведения условиям окружающей среды, большая вариативность и гибкость поведения. Животные способны решать простейшие практические задачи. Однако только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. По терминологии Выготского, стадию развития человека можно назвать стадией высших психических функций.

3. Более подробную периодизацию филогенеза психики по сравнению с К. Бюлером представил А.Н. Леонтьев, ее уточнил К.Э. Фабри, поэтому она получила название концепции Леонтьева—Фабри. Согласно этой концепции психика в своем развитии проходит три стадии:

✓ элементарную сенсорную;

✓ перцептивную;

✓ сознательную.

Первая стадия включает два уровня: низший и высший. Низший уровень характеризуется развитой раздражимостью, т. е. способностью изменять физиологическое состояние при внешнем биологически значимом воздействии извне (воздействии раздражителей). Кроме того, на этом уровне появляется элементарная чувствительность, т. е. способность реагировать на факторы окружающей среды, имеющие сигнальную функцию по отношению к биологически значимым воздействиям. К этой группе живых существ относятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде (например, амебы, инфузории и проч.). Высший уровень первой стадии характеризуется наличием ощущений, способностью к формированию элементарных условных рефлексов, развитой двигательной активностью. Сюда можно отнести высших (кольчатых) червей, брюхоногих моллюсков, других беспозвоночных.

Стадия перцептивной психики включает в себя три уровня:

✓ низший;

✓ высший;

✓ наивысший.

На низшем уровне второй стадии животные способны к отражению внешней реальности в форме целостного образа предмета. К их числу относят некоторых высших беспозвоночных, рыб и других низших позвоночных.

На высшем уровне второй стадии у животных наблюдаются элементарные формы мышления (птицы и некоторые млекопитающие).

На наивысшем уровне второй стадии, который А.Н. Леонтьев относил к третьей стадии — интеллектуальной, наблюдается появление особой ориентировочно-исследовательской фазы в поведении. Животные способны:

✓ решать одну и ту же практическую задачу разными способами, переносить эффективные способы достижения цели из одних условий в другие;

✓ создавать и использовать примитивные орудия;

✓ к непосредственной фиксации причинно-следственных связей и их использованию (некоторые высшие позвоночные).

Стадия сознательной психики наблюдается у примитивного человека (питекантроп, неандерталец) и современного человека.

Сознание — это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях. Если развитие психики животных основано на законах биологической эволюции, то развитие психики человека - на законах общественно-исторического развития. Основные факторы фиюгенеза психики:

✓ изначально свойственная всему живому активность;

✓ изменение условий существования;

✓ усложнение анатомической организации живых существ и развитие средств удовлетворения потребностей;

✓ усложнение нервной системы мозга и развитие способности к адекватному отражению окружающей среды;

✓ жизнь в сообществах и развитие организации этих сообществ;

✓ развитие способности к научению;

✓ филогенез психики у человека — был обусловлен также:

•    развитием руки и прямохожцения;

•    возникновением языка и речи;

•   

Развитие психики имеет длительную историю, которая начинается с простейших форм чувствительности и заканчивается сознательным абстрактно-логическим отражением реальности.

4. Онтогенез психики — это развитие психики отдельно взятого организма (животного или человека) в процессе его жизни.

Более детально онтогенез психики у представителей различных видов животных изучается в курсе зоопсихологии, а онтогенез психики человека — в возрастной психологии. Условно в развитии человека и его психики выделяют следующие этапы:

✓ детство;

✓ подростковый возраст (отрочество);

✓ юность;

✓ молодость;

✓ зрелость;

✓ пожилой возраст (поздняя зрелость);

✓ старость.

Каждый из этапов включает подэтапы. Период детства вючючает:

✓ младенчество (до 1 года);

✓ раннее детство (от 1 года до 3 лет);

✓ дошкольный возраст (от 3 лет до 6—7 лет);

младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет). Ускорению психического развития человека способствуют:

✓ обучение, воспитание;

✓ труд;

✓ общение с другими людьми;

✓ благоприятная социальная, экономическая и культурная ситуация в социуме.

По мнению Л.С. Выготского, человек овладевает своей природой так же, как он овладевает окружающей природой, — с помощью орудий. Этими психологическими орудиями являются знаки (слово, речь, смысл, образ). Благодаря психологическим орудиям формируются высшие психические функции.

Высшие психические функции, в отличие от натуральных (природных), характеризуются:

✓ опосредованностью знаками;

✓ сознательностью, произвольностью;

✓ социальным происхождением;

✓ сложностью функциональных систем.

С точки зрения Выготского, решающую роль в психическом развитии ребенка играет обучение и усвоение культурного опыта., накопленного человечеством. Эта концепция была названа культурно-исторической.

В результате онтогенетического развития психики формируются:

✓ произвольные психические функции, возникающие дополнительно к непроизвольным;

✓ социальные потребности — дополнительно к биологическим;

✓ высшие нравственные чувства — дополнительно к эмоциям;

✓ абстрактно-логическое мышление — дополнительно к наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению;

✓ самосознание и личность.

Онтогенез психики человека — это качественно иной уровень развития психики, где решающую роль играют социсшьные факторы.