Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 40. Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии

Вопрос 40. Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии

1. Психофизическая проблема

2. Психофизиологическая проблема

3. Психосоциальная проблема

 

1. Проблема— это теоретический или практический вопрос, требующий для своего разрешения проведения исследований или поиска нестандартных решений. Психофизическая проблема — это неразрешимый на сегодняшний день вопрос о соотношении психических и материальных явлений.

Среди различных подходов к соотношению психических явлений и явлений материальных можно выделить следующие: психика есть лишь одна из форм материи (Демокрит, Б. Спиноза, JL Фейербах, материалистическая психология и др.);

 Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию. М. — Воронеж: МПСУ, НПО МОДЭК, 2002.

психика — это явление идеальное, не имеющее материальной основы (Платон, Г. Лейбниц, Г. Гегель, идеалистическая психология и др.);

панпсихизм или гилозоизм — вся природа считается одухотворенной (Эмпедокл, Дж. Бруно, Ж. Робине, Д. Дидро, Ф. Шеллинг и др.);

биопсихизм — т. е. психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.);

антропопсихизм — т. е. психика возникает только у человека (Р. Декарт и его последователи);

антропоморфизм — т. е. перенесение качеств, присущих человеку, на природные явления, поведение животных и неживую природу (некоторые религиозно ориентированные учения и этолоические концепции);

психика — присуща живым существам, обладающим чувствительностью, т. е. элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри и их последователи в отечественной психологии);

нейропсихизм — когда психика присуща живым существам, имеющим нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.). Однако доказано, что у простейших некоторые функции психики обеспечиваются процессами и структурами, лишенными нервной ткани (губки);

✓ подход с позиций агностицизма — т. е. невозможности постигнуть тайну соотношения психического и материального (Д. Юм, И. Кант, Э. Дюбуа-Реймон и др. сторонники агностицизма).

2. Психофизиологическая проблема — это, по мнению некоторых авторов, частный вопрос психофизической проблемы. Он и представляет собой вопрос о соотношении психических и физиологических явлений.

Психофизическая проблема в психологии стала уступать место психофизиологической еще в XVII в. (шло бурное развитие медицины) и окончательно была вытеснена во второй половине XIX в.

В ее решении существует также несколько подходов, применяя принципы психофизиологического:

✓ взаимодействия (например Р. Декарт);

✓ параллелизма (например В. Вундт).

Согласно первому принципу психофизиологического взаимодействия физиологические процессы влияют на психические, а последние, в свою очередь, на физиологические. Например, если человек принял алкоголь, то у него снижается скорость реакции на внешние стимулы. При этом физиологические и психические процессы рассматриваются как независимые. Но с точки зрения закона сохранения энергии материальный физиологический процесс не может воздействовать на идеальный процесс, т. е. исчезать, а идеальный процесс, лишенный материальной основы, не может из ничего порождать изменения в материи (физиологии).

Другой принцип — психофизиологического параллелизма — подразумевает рассмотрение психических и физиологических явлений как протекающих параллельно, синхронно. При этом и те, и другие качественно отличаются друг от друга. Параллели- стический подход имеет два варианта".

✓ дуалистический;

✓ монистический.

Согласно дуалистическому варианту психические и физиологические явления имеют самостоятельную сущность, разную природу — духовную и материальную.

В случае монизма психические и физиологические явления рассматриваются как стороны одного и того же процесса. Например, игра музыканта, с одной стороны, представляет собой удары по клавишам, а с другой стороны, возникает мелодия.

При попытках преодолеть психофизиологическую проблему результаты исследователей сводились к редукционизму.

Редукционизм — это концепция, сводящая сложные явления к более простым и доступным исследованию. В психологии наблюдаются следующие виды редукиионизмов:

физиологический или нейрофизиологический — т. е. объясняющий психические явления через физиологические или нейрофизиологические процессы (Ж. Ламетри, Я. Молешот, А.Г. Иванов-Смоленский и др.);

информационно-кибернетический — т. е. пытающийся объяснить психические явления информационно-кибернетическими моделями (например представители когнитивной психологии);

педагогический — т. е. объясняющий поведение человека преимущественно как результат обучения (например Б. Скиннер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов);

логико-математический — т. е. подменяющий психическую реальность логико-математическим анализом (Ж. Пиаже).

Во всех видах редукционизма психические явления либо упрощаются, либо искусственно расчленяются на как бы самостоятельные единицы, либо подменяются другой реальностью.

От редукционизма отличают использующуюся в науке редукцию как методологический прием, позволяющий на более простых моделях рассмотреть явление, а затем вернуться к более сложному анализу.

Редукция — это не концепция, а метод познания. Методологию психолога определяет его позиция в решении психофизиологической проблемы теоретической и практической деятельности.

3. Психосоциальная проблема в психологии — это неразрешенный вопрос о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов. В решении этой проблемы существует несколько подходов".

✓  придание решающей роли наследственным факторам (английская антропологическая и эволюционная школа — Э. Тайлор, Дж. Фрэйзер; органическая школа в социологии — Г. Спенсер, А. Шеффле; классический психоанализ и др.);

✓  придание решающей роли социальным факторам (французская социологическая школа — Э. Дюргейм, Л. Леви-Брюль; отечественная психология и др.);

✓  теории:

•     конвергенции (пересечения) двух факторов — социального и наследственного (В. Штерн и его последователи). Согласно теории оба фактора (наследственный и социальный) пересекаются и одновременно влияют на психику и поведение человека;

•     конфронтации двух факторов (3. Фрейд и его последователи), согласно которой биологическое в человеке вступает в конфликт с социальными условиями, и это столкновение формирует психику человека;

. взаимодействия двух факторов (школа Ж. Пиаже), согласно которой психика развивается в результате взаимодействия наследственных и социальных факторов;

✓  концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский и его последователи). Согласно ей оба фактора присутствуют в развитии человека. Удельный вес этих факторов постоянно меняется, т. е. чем сложнее психическая функция, тем большую роль в ее формировании играют социальные факторы, и наоборот, развитие человека есть результат взаимодействия таких факторов, как:

•     социальная ситуация развития;

•     ведущая деятельность в данный период;

•     основные новообразования развития и переживаемые человеком кризисы развития (Д.Б. Эльконин и его последователи);

системная теория, согласно которой три группы факторов лежат в основании поведения личности в системе общественных отношений. Это:

. индивидные свойства человека как предпосылки развития личности;

. социально-исторический образ жизни как источник развития личности;

• совместная деятельность, которая "шлифует" личность.