Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 44. Принцип системности в трудах известных ученых

Вопрос 44. Принцип системности в трудах известных ученых

1. Представления Ч. Дарвина

2. Концепция К. Бернара

3. Открытия И. Сеченова

4. Вклад в науку И. Павлова

5. Положения Л. Выготского о психологических системах

 

1.  В XX е. коренным образом меняется весь строй представлений об организме, его эволюции, его саморегуляции и взаимоотношениях со средой. Новый системный стиль мышления обязан своим возникновением: Ч. Дарвину; К. Бернару; И. Сеченову; И. Павлову; JL Выготскому.

Ч. Дарвин как естествоиспытатель: выделил сочетание двух принципов:

•    определяющей роли среды;

•    борьбы живых существ за выживание в этой среде;

✓ по-новому интерпретировал отношение организм — среда, убрав знак равенства. Акцент ставился на активность организма;

✓ объяснил реальную целесообразность живого, наделяя организм изначально заложенной в нем целью и слепым механизмом естественного отбора.

2.  К. Бернар, унаследовав идеи Дарвина, выдвинул концепцию о двух средах:

✓ внешней;

✓ внутренней.

К внешней (физической) среде организмы приспосабливаются.

Внутренняя среда присуща самому организму, она сохраняется в борьбе за выживание и состоит из всех элементов неживой природы: плазмы и крови (потом добавилась межклеточная жидкость).

Бернар поставил вопрос о постоянстве внутренней среды и его механизмах, но не дал точных ответов на этот вопрос.

3.  И. Сеченов перевел понятие о бессознательном на язык рефлекторной теории. Он ввел теорию нейрорегуляции поведения

вместо идеи о разрозненных рефлекторных дугах.

Исходным моментом всего рефлекторного акта у Сеченова было различие свойств среды, ориентировка в ней. Раздражителем выступал некий гибрид, состоящий из элементов физического мира и особой функции быть носителем сигнала в среде.

Поведение у Сеченова выступало как единый процесс, координирующийся нервными центрами.

Другое важное открытие — нейрофизиологическое торможение,

которое сопряжено с возбуждением. Благодаря этому открытию стало возможным понять единый нервно-мышечный акт, имеющий свое биологическое основание. Вместо рефлекторной дуги утверждался принцип кольца (затем похожие положения появились в учении Гельмгольца).

4.  И. Павлов ориентировался на принцип уравновешивания организма со средой, т. е. расширил понятие гомеостаза, введенное Бернаром. Конфликт между организмом и средой объяснял в физиологических терминах. Главным достижением Павлова с точки зрения введения принципа системности является идея о двух сигнальных системах, имеющих корреляты в виде умственных образов среды. Павлов создал язык, могущий соединить две области — биологическую и психическую жизнь организма.

5.  Л. Выготский пытался понять сознание как систему.

✓ имеющую собственное строение;

✓ возникающую из предсознательных психических форм.

Психологическая система Выготского выступала как связь с объектами внешнего мира и с нейрофизиологическим аппаратом.

Положения Выготского о психологических системах.

✓ это сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития и распадающиеся при патологии. В процессе развития человека происходит изменение отношений

как внутри психологических систем, так и между ними (например, благодаря взаимодействию мышления и памяти формируется логическая память);

✓  не заданы изначально в определенных структурах мозга, им соответствуют функциональные органы — новые нервные связи, образовавшиеся в мозгу под влиянием социальных отношений;

✓  проходят в своем образовании три этапа:

•     интерпсихологический (мне говорят);

•     экстрапсихологический (говорю себе);

•     и 11 грапсихологический (связь в мозгу).

По мнению Л.С. Выготского, психологические системы и их судьбы — это альфа и омега психологических исследований.