Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 46. Культурно-исторический подход к изучению психики (по Л.С. Выготскому)

Вопрос 46. Культурно-исторический подход к изучению психики (по Л.С. Выготскому)

1. Положения культурно-исторической концепции

2. Зона ближайшего развития

3. Выготский о роли обучения

4. Выготский о сознании

5. Выготский о мышлении и речи

 

1. Лев Семенович Выготский (1896—1934) — отечественный психолог, основоположник культурно-исторической концепции, концепции высших психических функций. Ниже приводятся основные положения культурно-исторической концепции-.

человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий труда:

психологические орудия служат средством управления психики человека и лежат в основе произвольных психических функций:

•    внимания;

•    памяти;

•    мышления;

•    восприятия;

. произвольного действия и т. д.;

непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными, или низшими;

произвольные (сознательные) психические функции были названы высшими. Высшие психические функции:

•    имеют социальное происхождение;

•    опосредованы знаками;

. осуществляются по желанию человека;

в психологии действует закон высших психических функций, согласно которому высшие психические функции возникают как:

•    функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапси- хологическая;

•    форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными:

овладение знаками — средствами, или психологическими орудиями, — осуществляется в процессе интериоризаиии, который:

•    означает превращение интерпсихологических отношений в ин- трап сихол огически е;

•    начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью, выработанных в процессе исторического развития, культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окру-

жаюший его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, т. е. воздействует на себя.

Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.

2.  Зона ближайшего развития — понятие, впервые введенное Л.С. Выготским, которое:

✓ означает временное расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития;

✓ включает функции, еще не созревшие, но находящиеся в процессе созревания;

✓ характеризует умственное развитие на завтрашний день;

✓ определяется с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. Если ребенок может решить трудную для него задачу, используя наводящие подсказки взрослого, то задача находилась в зоне ближайшего развития этого ребенка.

3.  Выготский рассматривает обучение как движущую силу психического развития. Обучение подтягивает и ускоряет развитие.

Краеугольным камнем обучения ребенка является усвоение им научных понятий, которые подтягивают (развивают) и житейские понятия.

4.  Сознание в трудах Выготского есть "переживание переживаний". Игнорируя проблему сознания, психология сама закрывает доступ к исследованию сколько-нибудь сложных проблем поведения человека.

В речи лежит источник социального поведения и сознания. В качестве единицы сознания Выготский рассматривал:

✓ первоначально — значение;

✓ позднее — смысл как переживание личностью своего мотиваци- онно-напряженного отношения к миру, созданного волевой задачей, на которой сосредоточена эта личность;

✓ в последний период своей научной деятельности — переживание как действительно динамическую, полную единицу сознания.

5.  Мышление и речь в учении Выготского (>основные положенияЯ:

✓  единицей речевого мышления является внутренняя стороны слова — его значение;

✓  в дошкольном и младшем школьном возрасте мышление находится в функциональной зависимости от памяти, а в подростковом возрасте, наоборот, память становится функционально зависимой от мышления в понятиях;

✓  путь развития понятий у ребенка складывается из трех этапов'.

•     "кучи"— на этом этапе слово сцепляет предметы, между которыми нет внутренней связи. Мотивы группировки коренятся в чувственной сфере ребенка. Сама группировка носит случайный характер. Это — мышление синкретами (слитными образами);

•     "комплекса" — ребенок группирует предметы исходя из их объективных связей, но эти связи являются несущественными. Это — мышление в комплексах, или псевдопонятиях. Комплекс — это тень понятия;

•     "понятия" — на данном этапе рождается мышление в понятиях — логически обобщенных умственных образах;

✓  за мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее "почему" в анализе мышления.